Вы за либерализацию рынка? Что ответит находчивый, несведущий в экономической терминологии, средний житель? Спросит: что это будет означать для расходов моей семьи?
Если ответ будет: «Мы гарантируем, что как только будет проведена либерализация рынка, цена на газ упадет наполовину, а за либерализированное электричество нужно будет платить на 40% меньше, чем до сих пор», то ответ будет: да! Если министр экономики Даниэлс Павлютс поручится, что после открытия рынка тарифы упадут ниже земли, то да здравствует либерализация! Если поручительство окажется ложным, то в Средневековье за это просто отрубали голову. Отсюда и происходит слово galvojums (по-латышски – поручительство. – Прим. переводчика). Дать голову в залог за сказанное.
Еще пару месяцев назад из рассказов министра экономики Даниэлса Павлютса можно было понять, что жителям Латвии для полного счастья и роста благосостояния не хватает лишь двух мелочей. Первая – обязательное участие домашних хозяйств в свободном рынке электричества, вторая – либерализация газового рынка. Когда это произойдет, домашние хозяйства Латвии по зажиточности опередят не только богатейшие семьи Америки, но и благосостояние шейхов Кувейта и Эмиратов. Роскошь и благополучие будут каждый день для каждого.
Однако произошел незапланированный инцидент европейского масштаба. В начале года Болгария поспешила и провела либерализацию своего рынка электроэнергии раньше Латвии. В крупных городах Болгарии, включая Варну и Софию, обычно такие тихие болгарские потребители электроэнергии, взяв арматурные прутья, попробовали начать культурный диалог с местными павлютсами. Правительство Болгарии было бессильно против таких аргументов и поспешно ушло в отставку. Но в Латвии нет возможности укрыться от ответственности, инициировав правительственный кризис. Это может помешать переходу на евро. Латвийский Павлютс опомнился и заявил, что уже «не готов продвигать дальше в правительстве вопрос об открытии рынка электроэнергии для домашних хозяйств с 1 сентября». Премьер-министр Валдис Домбровскис 26 марта не скрывал удивления по поводу причин неготовности министра экономики и саркастично отметил, что Министерство экономики, наконец, провело углубленный анализ рынка электроэнергии и, очевидно, сделало выводы. Премьер-министр также посетовал, что этот анализ не показан даже ему и не представлен правительству.
По поводу разорительного влияния электролиберализации на среднюю латвийскую семью у Павлютса теперь нет сомнений. Поняв, что либерализм электроэнергии может не получиться, министр Даниэлс Павлютс по горячим следам начал ускоренно лоббировать второе направление энергетики – проект либерализации газового рынка. Если не удастся опустошить карманы трудящихся ростом тарифов на электроэнергию, то втянем государство в авантюру в газовой отрасли.
Министерство экономики заявило, что не допустит препятствования либерализации рынка природного газа Латвии. Даниэлс Павлютс особо подчеркнул: «В последние несколько месяцев мы наблюдали попытки сорвать стоп-кран едущего поезда, но это никоим образом не изменит мою убежденность, что либерализация рынка природного газа Латвии должна произойти…».
Идея о скорейшем прекращении газовой монополии (до 2017 года это запрещает договор с инвесторами Latvijas gāze) продвигалась так быстро, что у Министерства экономики не было времени встретиться с инвесторами Latvijas gāze и выяснить, компенсации в сколько десятков (сотен) миллионов латов придется выплатить, если Латвия надумает в одностороннем порядке расторгнуть договор. Большие либерализаторы также не выяснили и не проинформировали правительство, на какие убытки должно будет рассчитывать каждое домашнее хозяйство Латвии после авантюры Павлютса с газовой либерализацией.
19 марта Кабинет министров в очередной раз поручил Министерству экономики выполнить ту же работу, которая, возможно, уже проделана в отношении открытия рынка электроэнергии для домашних хозяйств: поручено проанализировать преимущества и недостатки моделей либерализации газового рынка.
Правительство Латвии уже сейчас должно начинать создавать очертания энергетической политики в газовой отрасли после 2017 года. Прежде чем строить воздушные замки либерализации, надо выяснить, каковы интересы акционеров Latvijas gāze на долгосрочную перспективу, какие объемы поставок и на каких условиях Россия может гарантировать в следующие 20 лет. Это время для того, чтобы премьер-министр обсудил данные вопросы с исполнительной властью России на самом высоком уровне.
Перевод: Лариса Дереча.