Кризис в отношениях между премьер-министром Нури аль-Малики и курдским правительством в Ираке нарастает. Недавно руководство Иракского Курдистана приняло довольно радикальное решение. На заседании курдских партий, входящих в состав иракского парламента, было решено бойкотировать парламент в Ираке. Хотя это решение не вызвало значительного резонанса в Турции, оно достаточно значимо и предполагает сожжение политических мостов между Эрбилем и Багдадом. Депутаты и члены правительства курдского происхождения больше не намерены возвращаться в Багдад до выполнения их требований.
Еще до недавно принятого решения в значительной мере обнаружилось, что в переговорах, проводимых между Эрбилем и Багдадом, дистанцию не удалось сократить ни на йоту. Откровенно говоря, не могу сказать, что я удивлен неудаче предпринятых на пути решения проблемы шагов. Веер существующих между Ираком и курдской автономией проблем достаточно широк. Практически все, что представляло важность в отношениях между двумя сторонами, от формирований «пешмерга» до законопроекта о нефти, Киркука, бюджета и конституции, превратилось в причину политического кризиса.
Чтобы преодолеть возникшие проблемы, каждой из сторон необходимо пойти на определенные уступки. Однако, по всей видимости, ни глава курдской автономии Месуд Барзани, ни премьер-министр Ирака Нури аль-Малики не намерены этого делать.
Ситуацию, возникшую после 2003 года в Ираке, Барзани рассматривает как национальную выгоду для курдов. И любая уступка за счет приобретенных выгод воспринимается как шаг назад к периоду Саддама. Между тем, когда речь идет о данном периоде, вспоминается применение химического оружия и массовое убийство пяти тысяч человек за одни сутки. В этих условиях Барзани держится в стороне от уступок, которые навредят его политическому влиянию.
В сущности, аль-Малики лучше всех знает о том, что иракские курды понимают под уступками. Но и у него есть собственные расчеты. Поэтому, курды продолжают предпринимать шаги, отдаляющие их от Багдада. В то же время выполнение Багдадом функций министерства юстиции, министерства внутренних дел, генерального штаба влечет за собой пессимизм относительно будущего страны не только среди курдов, но также суннитов и шиитов. Создается впечатление, что Багдад стремится управлять всем единолично. Подобным видением он подтверждает правоту тех, кто говорит, что «Ирак старается стать новым Саддамом».
Пессимистичные настроения о будущем Ирака повышает и внешняя политика правительства аль-Малики. Оказание поддержки режиму Башара Асада в Сирии подразумевает не только притеснение суннитской части, но и указывает на стремление аль-Малики построить Ирак наподобие асадовской Сирии. Более того, аль-Малики недостаточно даже предупреждений США, чтобы отказаться от привязанности к Асаду.
Столь же негативную позицию аль-Малики можно наблюдать и по отношению к Турции. Совершенно из ничего, словно желая создать для себя очередного врага в регионе, он испортил отношения с Анкарой. Когда в прошлом году лидер Багдада отправился с визитом в Россию с целью приобретения вооружений, один из приближенных к нему депутатов сказал приблизительно следующее: «Купим оружие, и пусть только попробуют турецкие самолеты приблизиться к иракской границе!» А этого было достаточно, чтобы нам стали ясны намерения аль-Малики.
Курдское правительство, напротив, преследует совершенно другую внешнюю политику. Изначально Барзани занял противоположную Асаду позицию. Он поддержал не только курдов, но и Свободную сирийскую армию. Барзани приложил немало усилий, чтобы развивать отношения с Турцией, недовольство которой вызвал аль-Малики своими злонамеренными действиями. В частности, Барзани оказал поддержку процессу мирного решения курдского вопроса.
На сегодняшний день мы видим курдскую автономию, которая шаг за шагом отдаляется от Багдада и все чаще заглядывает в Анкару. В то время как в регионе происходит вековая трансформация, исторические связи и интересы заставляют курдскую автономию сближаться с Турцией.