Отмечается, что оборот мирового рынка обычных (называемых также конвенциональными) видов вооружений составляет около 70 миллиардов долларов.
Эти обычные вооружения охватывают многие виды – от боевых танков до военных кораблей, от вертолетов до артиллерии, от стрелкового оружия до реактивных снарядов, – за исключением оружия массового поражения. Лидер на мировом рынке экспорта обычных вооружений – США (на их долю приходится 30%), далее следуют Россия, Германия, Китай, Украина и другие государства.
В области оружия массового уничтожения (ядерного, биологического, химического) и торговли им международное законодательство можно назвать исчерпывающим, включающим в себя и обязательные для исполнения резолюции ООН. Однако международное право в сфере торговли обычными видами вооружений ущербно из-за правовых пробелов и недостатков. И, как кровоточащая рана, такое положение сохраняется в течение нескольких лет. За последние годы, осознавая данное обстоятельство, ООН предпринимала разные инициативы, однако до настоящего момента они не принесли сколь-нибудь значимых результатов. В этой связи одобрение Генассамблеей ООН проекта договора, предусматривающего регулирование торговли обычными вооружениями, разработка которого продолжалась 7 лет, означает принятие договора ООН, впервые обращающегося к данному вопросу.
Читайте также: Как Китай вышел в лидеры оружейного экспорта?
Еще на прошлой неделе ООН была нацелена на утверждение текста договора через достижение консенсуса на конференции ООН, однако блокирование договора Ираном, Сирией и КНДР не позволило этого сделать. В результате на этой неделе договор был передан на рассмотрение Генассамблее ООН, в которой решение принимается простым большинством голосов. В ходе проведенного таким образом голосования 154 члена Генассамблеи приняли проект, 3 – отклонили, 23 – воздержались, включая Россию, Китай, Индию, Катар и Саудовскую Аравию. Сирия, Иран и КНДР проголосовали против проекта.
Договор вводит ряд критериев для экспорта обычных вооружений и боеприпасов. При этом импорт боеприпасов остается вне его поля зрения. Критерии, о которых идет речь, запрещают экспорт вооружений и боеприпасов в государства, в отношении которых введено эмбарго ООН, а также страны, способные использовать оружие для совершения актов геноцида, преступлений против человечества, нарушения прав человека. Вместе с тем, документ нацелен на предотвращение попадания вооружений в распоряжение террористических групп, других вооруженных формирований и организованных преступных сетей. К тому же, для государств, которые ратифицируют договор, он предполагает такие обязательства, как, например, предоставление регулярных подробных отчетов о торговле обычными вооружениями. Иными словами, договор ставит своей целью большую прозрачность и открытость мирового рынка обычных средств поражения, и это, конечно, считается позитивным событием.
Также по теме: Путин - новая угроза договору о торговле оружием
Ряд вопросов остаются вне рамок договора, и в их отношении не вводится каких-либо положений. Согласно Комиссии ООН по разоружению, договор не распространяется на торговлю оружием в пределах государств, не может вмешиваться в их права по транспортировке вооружений и право на самооборону, а также существующую и действующую в этих государствах практику контроля вооружений.
В скором времени Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун откроет пакт для подписания одобривших его государств. Ожидается, что государства ратифицируют договор до конца июня. В этой связи необходимо одобрение договора в парламентах подписавших его государств. Если данный документ будет ратифицирован хотя бы 50 странами, он вступит в силу и станет частью международного права. Несомненно, этот процесс может завершиться в предстоящем году.
Безусловно, договор не идеален. Однако, не упуская из виду факт неодобрения договора такими крупными государствами, как Россия и Китай, а также Ираном, Сирией и другими, и ряд технических факторов, само появление такого договора следует воспринимать как благоприятное событие. В итоге, несмотря на недостатки и пробелы по некоторым важным вопросам (например, отсутствие механизмов, обеспечивающих выполнение договора), утвержденный документ можно расценивать как первый значимый шаг с точки зрения глобального контроля над обычными вооружениями. На наш взгляд, вопреки всему, договор следует считать позитивным стартом.