Таллинн – «Бюджетное стимулирование необходимо. Государственный долг растет. Девальвация!»
Вероятно, вы думаете, что такое можно услышать в ходе дебатов экономических стратегов – но уж никак не на репетиции новой оперы.
Однако именно на репетиции композитор Эуген Бирман (Eugene Birman) произносит эти слова, пока Камерный оркестр просматривает его либретто в величественном средневековом здании Таллиннской филармонии в самом сердце столицы Эстонии.
Свою «финансовую оперу» композитор назвал «Nostra Culpa» - «Наша вина» - и на ее создание Бирмана вдохновил горячий спор о том, как необходимо выходить из финансового кризиса, который парализовал Европу и мешает развитию мировой экономики.
Это спор разгорелся летом 2012 года, когда бывшая республика Советского Союза стала образцом для подражания в рамках кампании за введение мер жесткой экономии в еврозоне, и перерос в словестную войну между американским экономистом Полом Кругманом (Paul Krugman) и президентом Эстонии Тоомасом Ильвесом (Toomas Hendrik Ilves).
Их спор отчасти был спровоцирован статьей в GlobalPost, где рассказывалось о быстро развивающейся экономике Эстонии, которую сторонники мер жесткой экономии считали доказательством того, что сокращение расходов является более эффективным средством, чем налогово-бюджетное стимулирование.
Именно тогда и вмешался Кругман, заявив, что статистика экономического роста Эстонии была представлена в несколько неверном ракурсе.
Ильвес, выросший в США, после того как его семья бежала из Советского Союза, обратился к Twitter и ответил лауреату Нобелевской премии серией язвительных колкостей. «Давайте издеваться над восточными европейцами», - написал он, саркастически подначивая «самодовольного, заносчивого и высокомерного» Кругмана, который, по мнению эстонского президента, считает его сограждан тупыми.
Позже композитор Бирман и журналист Скотт Дил (Scott Diel) творчески переработали высказывания президента Эстонии и американского экономиста, создав на основе их спора 16-минутную кантату, премьера которой состоится в Таллинне в воскресенье, 7 апреля.
Несмотря на то, что идея создания оперы на подобном материале может удивить как экономических аналитиков, так и любителей музыки, композитор – уроженец Латвии, живущий в США – считает, что масштабы спора и его эмоциональная составляющая делают его вполне подходящей основой для драматической оперы.
Когда пять лет назад экономика Эстонии резко сократилась, правительство немедленно начало уменьшать расходы на здравоохранение и другие ключевые сферы, а также поднимать налоги. К 2011 году страна уже могла похвастаться положительный бюджетным сальдо, значительным снижением уровня государственного долга и ростом ВВП, составившим тогда 8,3% - это был самый высокий показатель роста в Евросоюзе.
Некоторые эксперты увидели в этом доказательство эффективности мер жесткой экономии. Между тем, в блоге New York Times Кругман написал, что эти аргументы не слишком точны, поскольку уровень ВВП Эстонии не достиг показателей 2007 года.
Главный критик мер жесткой экономии продолжает спорить с чиновниками Евросоюза. Недавно он позволил себе личный выпад против еврокомиссара по экономическим вопросам Олли Рена (Olli Rehn) в своем февральском посте под названием «Rehn of Terror».
Бирман иронично замечает, что люди искусства, такие как он сам, интересуются эффективностью сокращения государственных расходов не меньше, чем все остальные.
«Если утрировать, то можно сказать, что, поскольку некоторые страны сконцентрировались на мерах жесткой экономии, государственное финансирование композиторов уменьшилось», - смеется Бирман.
Однако композитор настаивает на том, что его опера – в которой эстонское меццо-сопрано Ирис Оя (Iris Oja) исполнит партии обеих противоборствующих сторон – не призвана поддержать ту или иную сторону в столкновении двух фундаментально противоположных точек зрения.
Бирман, обладатель степени бакалавра экономики, утверждает, что ему хорошо известно, насколько эта драма реальна. По его словам, эта опера о реальных людях, о простых эстонцах, которые выбрали свое правительство и должны мириться с последствиями его политики жесткой экономии.
В живописном центре Таллинна, за стенами здания, в котором оркестр репетирует новую оперу, многие местные жители поддерживают именно такой подход.
«Мне кажется, благодаря этому наше благосостояние, в конечном счете, увеличится, - говорит Хейки Вельба (Heiki Velba). – Если бы мы заняли деньги, они не были бы нашими. Нам бы все равно пришлось их возвращать».
Другие вспоминают, что эстонская общественность горячо одобрила позицию ее президента в споре.
«Это имело огромное значение, - объясняет Раудо Лепик (Raudo Lepik). – Люди говорили, что ни один американец не имеет права учить нас, как нам нужно поступать».
Тем не менее, он с недоверием относится к тому, что Эстонию пытаются сделать примером эффективности жесткой экономии. «Порой кажется, что наших политиков заботит только имидж нашей страны за границей, - добавляет он.- На самом деле, дела обстоят не так уж и хорошо».
Однако эстонские чиновники настаивают на том, что Эстонии есть чем похвастаться – и это вполне предсказуемо.
«Эстония – это пример триумфа продуманной консолидации [нашей экономики], - заявил министр финансов страны Юрген Лиги (Jürgen Ligi) в одном из своих интервью. – Чего еще может желать Эстония, если она уже является самой быстро растущей экономикой в еврозоне и имеет самый низкий уровень государственного долга в Евросоюзе?»
Он также попытался приуменьшить значение активной защиты такой экономической консолидации, которую предпринял Ильвес, назвав ее вставным номером программы.
«Разумеется, его чрезвычайно эмоциональная реакция не предполагала полноценного изложения аргументов в пользу консолидации, - объяснил Лиги. – Мы следили за эмоциональной реакцией нашего президента с улыбкой, однако когда кто-то спросил меня, не был ли президент пьян, когда писал свои твиты, я в шутку ответил, что из них двоих пьяным мог быть только Кругман».
Министр добавил, что он вряд ли придет на премьеру оперы. «Вероятнее всего, там будут моменты, которые не доставят мне удовольствия», - заметил он.
Между тем, Бирман надеется, что главные герои его оперы все-таки посмотрят ее.
«Пол Кругман и президент Ильвес получили личные приглашения, - сказал он. – Если они оба придут на премьеру, полагаю, это станет их первой встречей – и это будет очень интересно».