Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борьба за Камрань

© CC0 / Public DomainЗалив Камрань с советскими военным флотом. Плакат 1985 года.
Залив Камрань с советскими военным флотом. Плакат 1985 года.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После визита министра обороны России Сергея Шойгу во Вьетнам порт Камрань, уже не раз становившийся призом в борьбе больших держав, вновь оказался в нашем поле зрения. Многие признаки указывают на то, что в этом раунде большой шахматной партии между Россией и США временным победителем оказалась Россия. Однако откажется ли Америка от реванша?

После визита министра обороны России Сергея Шойгу во Вьетнам порт Камрань, уже не раз становившийся призом в борьбе больших держав, вновь оказался в нашем поле зрения. Многие признаки указывают на то, что в этом раунде большой шахматной партии между Россией и США временным победителем оказалась Россия, значительным образом продвинувшая свои интересы в регионе. Однако откажется ли Америка от реванша? Как, исходя из своих жизненно важных интересов, поведет себя Вьетнам? Наконец, когда осядет пыль, каким образом все это скажется на безопасности Китая?

Во всей Азии, да и во всем мире вряд ли найдется порт, подобный Камрани: меньше чем за сто лет эта бухта успела побывать и в руках американцев, и в руках Советского Союза. В 60-е – 70-е годы во время войны во Вьетнаме здесь была самая крупная тыловая база США в регионе; когда американцы вывели свои войска, здесь же была организована крупнейшая советская военно-морская база. Что же это за порт? Почему ему придается такое значение?

Посмотрим на географическое расположение этой базы. Она находится на юго-восточном побережье Вьетнама, на самом кончике косы, выдающейся в Южно-Китайское море. Прямо напротив, за многими километрами водного пространства - филиппинская бухта Субик-Бей. От Камрани рукой подать и до Лусонского, и до Малаккского проливов, этот порт стоит прямо на морской трассе Гонконг-Сингапур. Это ключевая точка как для Тихого, так и для Индийского океана, отсюда можно контролировать и Лусон, и Малакку, и Сингапурский пролив. С помощью базы в этом районе можно обеспечить себе эффективное присутствие в северной части Индийского океана, в Персидском заливе, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Выгоду подобного расположения трудно переоценить.

Военное вмешательство США в партизанскую войну во Вьетнаме


Читайте также: ВМФ хочет создать базы на Кубе и во Вьетнаме

Бухту Камрань с обеих сторон обхватывают два полуострова, образуя удобные внутренний и внешний рейды. Внутренняя гавань выгодно укрыта как от ветра, так и от чужих взглядов. Находящиеся у внешней части гавани острова, такие как Бинь Ба, удобно использовать в качестве заслона, что облегчает оборону. Еше в то время, когда здесь находился американский гарнизон, в Камрани построили аэропорт и современный порт. Оказавшиеся здесь позже советские войска еще больше усовершенствовали всю местную инфраструктуру, окончательно превратив Камрань в огромный порт, способный одновременно принимать более ста военных кораблей с водоизмещением около десяти тысяч тонн, а также авианосцы.

Говоря о России, ее желание вернуться в Камрань объясняется несколькими причинами. Во-первых, Москве необходимо как можно быстрее вернуться в Индийский океан и в Азиатско-Тихоокеанский регион, чтобы вернуть себе прежнюю славу, вновь став настоящей морской державой в полном смысле этого слова. Стратегическое расположение Камрани и налаженная инфраструктура могут стать серьезным подспорьем для России, позволив ей отстаивать свои геостратегические интересы во всей Юго-Восточной Азии. Если России действительно удастся восстановить здесь свою военно-морскую базу, это станет важнейшим шагом в этом направлении.

Во-вторых, размешение российского гарнизона в Камрани позволит России ограничить американское влияние в Южной Азии. Ни для кого не секрет, что большинство стран в Юго-Восточной Азии тянутся к Америке и выстраивают с ней тесное сотрудничество в военной сфере. Однако поскольку острие американской политики по-прежнему направлено на АТР, ее военное присутствие в регионе будет только возрастать. Поэтому Москва считает, что лишь при условии, что Россия твердо закрепится в бухте Камрань, у нее будут силы и возможности противостоять в этом регионе США.

Также по теме: Возвращение России в Камрань

В-третьих, Россия надеется посредством возвращения в Камрань придать новый толчок развитию сотрудничества Москвы и Ханоя в военной сфере, что особенно важно, если принять во внимание огромный потенциал взаимодействия в сфере продажи вооружений. Масштаб торговли оружием между Россией и Вьетнамом лишь растет; возможно, в будущем Вьетнам даже станет вторым после Индии наиболее крупным клиентом военно-промышленного комлекса России.

Если же говорить о том, почему Америка хочет вернуться в Камрань, то тут все еще проще и очевидней. Таким образом Америка не только нарастит свое военное присутствие в регионе, но и получит возможность сдерживать военную мощь Китая. Некоторые эксперты в военной сфере даже заявляют, что вся суть размещения гарнизона в Камрани как раз заключается в защите интересов США в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе. Взглянем на карту. Военные базы США в Йокосуке, Япония, в Пусане, Южная Корея или в Сингапуре – все они дают Америке выход в «горячие точки» Южно-Китайского моря, позволяют держать весь регион в кулаке. Однако Камрань позволяет добиться еще большего: владея здесь базой, ты получаешь контроль над ключевой морской трассой, соединяющей Тихий и Индийский океаны. Если американцам удастся закрепить Камрань за собой, то их цепочка военно-морских баз, контролирующих Тихий океан, станет еще более совершенной. Поэтому сейчас, когда Америка громко трубит о своем возвращении в Азию, она не только не может забыть о Камрани, она наоборот предпримет самые активные действия, чтобы заполучить ее в свои руки.

Вьетнамский вертолет UH-1 выбрасывается за борт


Если же говорить о Вьетнаме, то для него Камрань – возможность усилить военное присутствие в Южно-Китайском море, тот рычаг воздействия, с помощью которого Ханой может отстаивать свои морские интересы. Надеясь получить немало выгоды от союза с Россией, Вьетнам в то же время активно заигрывает и с другими державами, стараясь получить максимальную отдачу как от заключения союза, так и от сотрудничества в военной сфере. Согласно имеющимся данным, в последние несколько лет Вьетнам с помощью России значительно усилил свои военно-морские и военно-воздушные силы; острие подобной стратегии направлено, конечно же, на Южно-Китайское море. Всего за последние пару лет Ханой получил от Москвы два ракетных сторожевых корабля типа «Гепард», а также закупил один дивизион противокорабельного комплекса «Бастион», снаряженного ракетами «Оникс». За один 2012 год Вьетнам в общей сложности купил у России 24 Су-30МКВ / Су-30МК2, а также 12 истребителей Су-27СК / Су-27УБК, став самым крупным закупщиком самолетов модельного ряда Су во всей Юго-Восточной Азии.

Читайте также: Вне привязи к Азии


Помимо России, Вьетнам вовсю заигрывает и с Америкой. Сообщают, что Вашингтон в данный момент раздумывает над возможностью ослабить запрет на продажу американских вооружений во Вьетнам. Аналитики утверждают, что речь идет не только о выгоде от покупки американского оружия: следует помнить, что для Америки, под руководством Обамы принявшей курс на «возвращение в Азию», получение Камрани может стать важной частью национальной стратегии. Причем подобное положение дел предоставляет интерес не только для США, но и, в каком-то смысле, и для Вьетнама, поскольку таким образом Ханой может обеспечить безопасность Камрани в ходе любых конфликтов в Южно-Китайском море.

В чем мы можем быть уверены, так это в том, что вне зависимости от того, кто именно вернется в Камрань, все это лишь еще больше усложнит ситуацию, сложившуюся вокруг спора в Южно-Китайском море, поскольку возрастет количество факторов, влияющих на принятие решений, не говоря уж о том, что вырастут как цена, так и сложность операций по отстаиванию интересов КНР в Южно-Китайском море. Сложнее станет оценивать и уровень угрозы. Все это должно привлечь самое пристальное внимание с нашей стороны.

Автор – член Пограничного института НОАК.