В последнее время на Южном Кавказе, представляющем собой одну из важнейших точек преломления конкуренции США и России в рамках оси «системная гегемония - многополярность», стали развиваться интересные союзнические связи. После «революции роз» Грузия изменила стратегию внешней политики, соблюдавшую баланс между США и Россией, и вывела на передний план идею присоединения к концепции системной гегемонии евроатлантического мира. Сегодня Грузия ориентирована на развитие экономических и политических отношений с Арменией, союзником России на Южном Кавказе, на территории которого находится российская военная база. К тому же, предпринимая такие шаги, Грузия будто бы не придает особого значения возможной реакции Азербайджана и Турции, с которыми после «революции роз» она оказалась в одном региональном блоке и развивала отношения экономической взаимозависимости. Между тем, эта ситуация представляет собой важную отправную точку, которая позволяет утверждать, что сейсмическая активность конкуренции на Южном Кавказе возрастает.
В качестве важнейшей причины выбора курса на развитие отношений с Арменией необходимо рассматривать смену власти в Грузии. Так, сторонник США и ЕС Михаил Саакашвили, захвативший власть в Грузии после «революции роз» в 2003 году, в результате проведенных осенью 2012 года выборов уступил свое влияние и большинство в парламенте коалиции «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили. Сам лидер коалиции, нанесшей тяжелое поражение партии Саакашвили «Единое национальное движение» на парламентских выборах, одновременно занял кресло премьер-министра и поставил президента Михаила Саакашвили в положение «хромой утки». Приняв на себя образ полностью связанного по рукам и ногам политика, неспособного влиять, прежде всего, на формирование внешнеполитической стратегии в силу утраты поддержки парламента, Саакашвили «по конституции» не сможет участвовать в выборах главы государства осенью 2013 года. В этой связи можно утверждать, что Грузия находится на пороге важных политических преобразований. Ранее Саакашвили дважды баллотировался в президенты, и конституция Грузии не позволяет ему выставлять свою кандидатуру на этот пост в третий раз. Принимая во внимание положение данной страны, обеспечивающее связь между Турцией и Азербайджаном, можно предположить, что как к региональной борьбе, так и системной (между евроатлантическим миром и Россией) политические изменения в Грузии добавят несколько иную атмосферу.
Дальнейшие предпочтения Бидзины Иванишвили, который как лидер коалиции «Грузинская мечта» занял пост премьер-министра и кажется фаворитом на предстоящих президентских выборах, обозначат направление перемен в Грузии. Долларовый миллиардер Иванишвили, создавший свое состояние в России, обладает весьма реалистичной концепцией внешней политики. Осознавая, что Грузия не сможет стать членом НАТО в силу несогласия России, Иванишвили считает необходимым благоприятное развитие отношений с Москвой для восстановления территориальной целостности Грузии и жизнеспособности грузинской экономики и даже думает над необходимостью выведения отношений с Россией на уровень союза в среднесрочной перспективе. Как бизнесмен он понимает, что в результате введенных Россией квот на сельскохозяйственную продукцию, вино и минеральную воду (основные экспортируемые товары Грузии) экономика страны оказалась в невероятно затруднительном положении. Иванишвили также осознает необходимость того, чтобы Россия прекратила поддерживать идею независимости Абхазии и Южной Осетии, и это позволит достичь цели - воссоздать территориальную целостность Грузии. Хотя грузинский лидер занимает позицию, связанную с сохранением региональных союзнических отношений с Турцией и Азербайджаном, установленных в результате дипломатической и экономической поддержки США, он достаточно прохладно относится к реализации данным союзом энергетических и транспортных проектов, которые могут быть невыгодны России. Ведь такого рода инициативы способны повысить существующее давление России на Грузию, и тогда его страна может стать частью региональной и системной конкуренции на Южном Кавказе. Поскольку Бидзина Иванишвили осознает, насколько значимо положение Грузии как моста между Турцией и Азербайджаном, в совместных проектах с этими странами он будет прилагать усилия для того, чтобы Грузия получила большую долю.
Инициатива, которая может быть расценена как попытка изменить региональное восприятие Грузии, началась с визита в Ереван министра иностранных дел Грузии Майи Панджикидзе. Различные системные предпочтения Грузии и Армении и напряженность, связанная с Самцхе-Джавахетским регионом Грузии, большинство в котором составляют этнические армяне, углубляли кризис в отношениях двух стран. Внесение Грузией вклада в региональную изоляцию Армении через реализацию совместных с Турцией и Азербайджаном транспортных и энергетических проектов, а также намерение Грузии приватизировать газопровод, связывающий Россию и Армению, негативно отражались на взгляде Еревана на Тбилиси. Однако заключенные в ходе визита Панджикидзе в Ереван соглашения показывают, что двусторонние отношения будут развиваться ускоренными темпами. Особой важностью обладает намерение принимать шаги на пути к тому, чтобы препятствовать региональной изоляции Армении через достижение Грузией и Арменией согласия по вопросу совместного использования таможенно-пропускных пунктов и упрощенных процедур пересечения границ, а также реализацию транспортных проектов. Вместе с тем готовность к проведению новых реформ, направленных на защиту «прав меньшинства» (проживающих на территории Грузии армян), свидетельствует о намерении прилагать усилия к тому, чтобы увести Самцхе-Джавахетский кризис на второй план. Один из важнейших вопросов, который был затронут в рамках заключенных соглашений, связан с замыслами двух стран об экономической интеграции посредством единого рынка. Несомненно, эта инициатива будет выгодна прежде всего Армении. Возникновение идеи единого рынка параллельно проекту Евразийского экономического союза, инициированного Россией, позволяет прийти к выводу о том, что в среднесрочной перспективе Россия будет стремиться интегрировать эти государства в Евразийский экономический союз. Как Грузия, так и Армения - страны, которые ориентированы на вхождение в состав проекта Евразийского экономического союза, преследующего целью его распространение в целом по Евразии. Успех этой инициативы и присоединение Грузии, союзника Запада, к такому объединению, может способствовать устранению евроатлантического мира из региона Южного Кавказа и вступлению в свои права концепции о многополярности России.
Хотя цепь соглашений, достигнутых между Грузией и Арменией, не предполагает крупных перемен с точки зрения содержания, их необходимо рассматривать как доказательство того факта, что эта страна является важным игроком, прежде всего с позиций Турции и Азербайджана. Эта инициатива одновременно должна пониматься как определенное послание евроатлантическому миру, которому ранее удалось присоединить Грузию к своей доктрине системной гегемонии. Правительство Иванишвили проводит особый маневр, преследуя цель подчеркнуть региональную и системную ценность Грузии и, прежде всего, получить международную поддержку по ряду экономических и политических вопросов. Можно предположить, что этот маневр адресован в первую очередь России и США. Ведь сначала должен быть сделан ход на шахматной доске конкуренции глобальных сил, а далее следует решить, в каком направлении предпринимать шаги на региональной плоскости Южного Кавказа, частью которой является и Турция.