Семь веков назад миллионы европейцев погибли от болезни, которую мы до сих пор до конца не изучили. Сейчас Черная смерть может многим показаться вполне объяснимым явлением: ее вызывали укусы чумных блох, паразитировавших на крысах, которые в средневековом мире жили повсюду. Точка.
Однако это упрощенное объяснение имеет смысл рассматривать лишь в том случае, если вы не принимаете в расчет некоторые важные факты, касающиеся того, как чума (а она до сих пор существует) распространяется в наше время. «Черная смерть убила 30-50% населения пораженных болезнью стран, - пишет доктор Шэрон ДеВитте (Sharon DeWitte), помощник профессора антропологии и биологии в университете Южной Каролины. – Современная чума убивает от силы 2-3% населения, и это происходит лишь в тех районах, где у людей нет доступа к достижениям современной медицины».
Более того, продолжает ДеВитте, симптомы Черной смерти не совпадают полностью с симптомами современной чумы. Вероятнее всего, Черная смерть распространялась гораздо быстрее и убивала гораздо больше людей, чем ее современная родственница. Различия между ними настолько значительны, что некоторые ученые, включая ДеВитте, в определенный момент предполагали, что Черную смерть вызвала вовсе не чума. Однако реконструкции геномов ДНК средневековой бактерии подтвердили, что речь идет об одной и той же болезни. Так что же изменилось? Именно желание ответить на этот вопрос делает изучение открытого в прошлом месяце лондонского захоронения жертв Черной смерти настолько важным.
Несмотря на огромное число людей, погибших во времена Черной смерти, существует относительно небольшое количество захоронений, отмеченных как места погребения жертв Черной смерти. Когда я беседовал с ДеВитте, она смогла назвать только три подобных места. Между тем, этому существует вполне разумное объяснение. Проще говоря, в условиях жуткой катастрофы никто не позаботился о том, чтобы спустя много веков ученые могли найти точные данные о захоронениях. Средневековые писатели далеко не всегда записывали информацию, которая могла бы помочь современным ученым найти кладбище Черной смерти. Более того, далеко не всегда люди хоронили жертв Черной смерти отдельно от других мертвецов. «Многих из них хоронили на уже существующих кладбищах», - объясняет ДеВитте.
Именно поэтому ученым было довольно трудно установить, действительно ли Yersinia pestis – бактерия, которая вызывает чуму – присутствовала в телах жертв Черной смерти. Работе исследователей серьезно мешает то, что со временем ДНК разрушается. Крохотную бактерию Yersinia pestis чрезвычайно сложно найти даже в телах людей, которые от нее умерли. Кроме того, исследования ученых усложняются еще и тем, что людей хоронили в совместных могилах, поэтому сейчас порой невозможно определить, действительно ли человек, над чьим телом работают ученые, скончался от Черной смерти.
В связи с этим наибольших достижений в изучении этого вопроса удалось добиться именно ученым Англии, где существует ряд исторических документов, в которых обозначены места захоронения исключительно жертв Черной смерти. Недавно обнаруженное кладбище, возможно, является одним из этих мест: в любом случае, у ученых есть документы, в которых говорится о кладбище жертв Черной смерти, расположенном примерно в этом месте.
Если будет доказано, что в этом месте покоятся жертвы Черной смерти, тогда останки людей, похороненных там, смогут помочь ученым восполнить пробелы в их знаниях о ней.
В 2011 году группа ученых из университета Макмастера под руководством Хендрика Пойнара (Hendrik Poinar) впервые воссоздала полный геном Yersinia pestis эпохи Черной смерти.
Однако полученный геном не был целым геномом одной бактерии, взятой из тела одной жертвы. Этот геном был составлен из отдельных элементов ДНК, обнаруженных в телах людей, захороненных на лондонском кладбище Ист-Смитфилд. Чтобы воссоздать этот геном, ученые совместили небольшие отрезки ДНК подобно тому, как мы складываем несколько снимков, чтобы получить панорамное изображение. Хендрик Пойнар называет это «черновиком» генома, противопоставляя его безупречному результату труда природы.
Однако даже этот черновик может кое-что рассказать о Черной смерти. Во-первых, Yersinia pestis эпохи Черной смерти является родственницей современной Yersinia pestis: скорее всего, она является предком тех штаммов Yersinia pestis, которые существуют в настоящее время. Во-вторых, между древней и современной Yersinia pestis нет никаких серьезных различий, что довольно странно. Все сводится примерно к сотне генетических изменений, лишь немногие из которых дают ей эволюционное превосходство, достаточное для того, чтобы эта бактерия могла распространиться среди широких масс населения.
В генетическом отношении Yersinia pestis практически не изменилась. Однако статус этой инфекции в современном реальном мире подвергся серьезным изменениям. Это приводит нас к выводу о том, что даже незначительные изменения в геноме бактерии, вероятнее всего, оказались чрезвычайно важными. Но какие именно изменения? И почему так случилось? Чтобы ответить на эти вопросы, ученые предприняли попытку проанализировать эволюцию Yersinia pestis в лабораторных условиях. «Мы получили возможность проверить последствия каждого из этих изменений в отдельности, - рассказывает Пойнар, - и выяснить, можем ли мы это сделать так, чтобы это не внушало людям страх».
Нам остается только пожелать ученым удачи.
Однако настоящую пользу может принести изучение некоторых мест захоронения, которые относятся к более поздним вспышкам Черной смерти. Черновой геном Пойнара был получен из тел людей, скончавшихся в 14 и в начале 15 века. Его вариант генома Yersinia pestis свидетельствует о том, что эта бактерия эволюционировала с достаточно небольшой скоростью. Между тем в периоды вспышки эпидемии, когда увеличивается число размножающихся бактерий и носителей этих бактерий, изменения происходят гораздо быстрее.
«Теперь, если недавно открытое захоронение относится к эпохе Великой чумы, которая бушевала в Лондоне примерно в 1665 году, мне бы очень хотелось на него посмотреть», - сказал Пойнар. Та вспышка чумы оказалась не такой смертоносной, как предыдущие, унеся жизни «всего лишь» 20-30% заразившихся ею людей. Поэтому, если сравнить ДНК Yersinia pestis 14 века с ДНК бактерии 17 века, возможно, мы поймем, какие именно генетические изменения сделали ее менее смертоносной.
Однако ученым только предстоит изучить этот вопрос. Пока в недавно обнаруженном месте захоронения были найдены останки 13 человек. К сожалению, все они были захоронены в то же время, что и жертвы чумы, покоящиеся на кладбище Ист-Смитфилд. Однако, если это кладбище окажется кладбищем жертв Черной смерти, как полагают эксперты, тогда мы будем точно знать, что оно использовалось вплоть до начала 16 века. Остается только найти правильные тела, и мы, возможно, поймем, каким образом человечеству удалось усмирить Yersinia pestis.
Мэгги Коэрт-Бейкер – научный редактор издания BoingBoing.net. Она публикует свою ежемесячную колонку в The New York Times Magazine и является автором «Before the Lights Go Out» («Прежде чем погаснет свет»), книги об электричестве, инфраструктуре и будущем энергетики.