Американскими вооруженными силами руководят самые образованные профессионалы в мире. Не является необычным для уходящего в запас офицера, если он провел больше времени за занятиями в учебных аудиториях, чем врач, адвокат или профессор. Все офицеры, а также поразительное число профессиональных рядовых и сержантов имеют дипломы о четырехгодичном обучении в колледже; многие добавляют к этому более продвинутые гражданские научные степени – или даже несколько степеней. Все это поддерживается так называемой «системой профессионального военного образования», которая состоит из специализированных школ, находящихся в подчинении самих военных. Наиболее важными из них являются командно-штабные колледжи, студенты которых имеют по 12-14 лет службы, а также военные колледжи, в которые обычно направляются офицеры между 18-22 годами их карьерной службы.
Американские командно-штабные и военные колледжи первоначально были созданы в 1880-х годах и представляли собой копии европейских военных учебных заведений. Они последовательно развивались и существенно расширились после Второй мировой войны. Качество американского военного образования является одной из причин того, что Соединенные Штаты сегодня обладают самыми эффективными вооруженными силами за всю историю человечества. Но, как и все аспекты военной системы, образовательная ее часть в настоящее время сталкивается с необходимостью проведения сокращений и реорганизации, поскольку оборонный бюджет урезается. Делать это, несомненно, необходимо, но важно также понимать, какие функции выполняет профессиональная военная система, для того, чтобы отличить хорошие изменения от плохих.
На фоне роста давления, направленного на сокращение военных расходов, эксперты и специалисты предложили несколько путей снижения затрат на профессиональное военное образование. Один из них состоит в полном отходе от традиционных командно-штабных и военных колледжей, а вместо этого предлагается посылать офицеров в гражданские университеты для обучения по однолетним ими двухлетним программам. Отдельные студенты в настоящее время уже получают стипендии для обучения в университетах или исследовательских центрах вместо посещения военных колледжей. Это предложение может стать моделью для всего профессионального военного образования высшего уровня, что позволит закрыть военные колледжи.
В определенном смысле это выглядит разумно. Оторвать офицера на некоторый период времени от военной жизни и позволить им взаимодействовать с людьми, мыслящими, вероятно, совершенно иначе, может стимулировать критическое и творческое мышление. Однако это предложение связано также с серьезными проблемами. Начнем с того, что ни один гражданский университет не занимается преподаванием таких чисто военных предметов как операционное планирование или развитие вооруженных сил, в которых нуждаются профессионалы высшего звена. Восстановление такого рода курсов в гражданских университетах сведет на нет большую часть усилий, направленных на снижение затрат. Во-вторых, в данном случае не учитывается двойная цель командно-штабных и военных колледжей. Они предоставляют такие знания, которые может дать и гражданский университет, но они также способствуют сближению между слушателями, укреплению связей между американскими офицерами, гражданскими чиновниками американского правительства и иностранными военными офицерами, посещающими эти курсы. Все это будет потеряно, если командно-штабные и военные колледжи перестанут существовать.
Еще одна идея состоит в том, чтобы заменить обычные командно-штабные и военные колледжи на дистанционное обучение. Вместо того, чтобы переезжать в то или иное место, где расположен колледж и каждый день сидеть в аудиториях, студенты получат возможность объединить контролируемое чтение, онлайновые инструкции и периодическое личное участие в семинарах. Дистанционное обучение является растущим трендом в гражданском высшем образовании, и такого рода формы уже используются в системе профессионального военного обучения. Программа дистанционного обучения в Американском колледже сухопутных войск (U.S. Army War College), к примеру, занимает два года вместо одного, как это происходит в случае с очными курсами, однако выпускники обоих потоков считаются равнозначными по уровню полученных знаний. Вместе с тем при переходе на чисто дистанционную систему обучения придется пожертвовать возможностью создания тесных отношений между студентами и сетей выпускников, которые происходят во время очного обучения. Кроме того, сложнее набрать и сохранить преподавательский состав мирового уровня для чисто дистанционного способа обучения. И хотя значительная часть образовательных ресурсов может быть получена в настоящее время в онлайновом режиме, отсутствие доступа в библиотеки или архивы способно стать препятствием в дистанционном обучении, хотя оно будет постоянно уменьшаться по мере того, как все больше библиотек и архивов будут становиться доступными во всемирной сети.
Менее радикальная идея состоит просто в том, чтобы направлять меньшее количество профессионалов в командно-штабные и военные колледжи. Военно-морские силы представляют собой своего рода исключение, тогда как обычно обучение в командно-штабном колледже является предварительным условием для присвоения звания майора, а окончание военного колледжа требуется для присвоения звания полковника. Вооруженные силы могут вернуться к старой схеме и решить, что не каждый майор должен проходить обучение в командно-штабном колледже и не каждому полковнику следует быть выпускником военного колледжа. Проблема может возникнуть при решении вопроса о том, при каком назначении может потребоваться обучение в командно-штабном или военном колледже, а при каком без него можно обойтись, и сделать это надо будет таким образом, чтобы избежать создания кастовой системы, при которой некоторые работы и некоторые люди определенного ранга считались бы более ценными, чем остальные.
Еще одна возможность состоит в создании гибридной модели, при которой студенты проводили бы большую часть своего образовательного периода в гражданском университете, но, помимо этого, еще участвовали бы в регулярных онлайновых семинарах и занятиях с личным участием, проводимых военной школой. Вероятно, такая система могла бы работать, однако при этом было бы невозможно обеспечить значительное сокращение расходов. Это, несомненно, заставило бы командно-штабные и военные колледжи отказаться от своего нынешнего статуса как уполномоченных и гарантирующих получение научной степени учебных заведений.
Однако в конечном итоге, любые изменения в системе военного образования должны быть проведены с учетом двух основных вопросов: Что является главной задачей этой системы? И является ли менее образованный корпус военных профессионалов в целом приемлемой ценой, которую надо заплатить в связи с сокращением бюджета?
Фраза «профессиональное военное образование» свидетельствует о двойственности существующей системы. Она призвана повысить профессионализм военных, а также уровень их образования. Это связанные и совпадающие цели, но они не являются одинаковыми. Профессионализм означает, что военные руководители обладают как запасом знаний, имеющим прямое отношение к выполнению своей миссии, так и этикой. Образование предполагает расширение за пределы знаний, непосредственно относящихся к выполнению своей миссии, а также развитие критического мышления и творческого подхода. Существующая система балансирует между этими двумя направлениями. Большинство из предложений относительно сокращения затрат приносят в жертву либо один компонент, либо другой. Утрата обоих из них, вероятнее всего, нанесет ущерб эффективности и моральному уровню военных, хотя сложно сказать, в каком объеме. Это также относится к такому варианту, при котором на обучение будет просто отправляться меньше профессионалов с высокими военными званиями. Если будет принят подобный вариант, то это не обязательно приведет к тому, что Соединенные Штаты потерпят поражение в будущей войне. Однако это понизит качество военной профессии.
Если посмотреть на историю, то система военного образования в меньшей степени подвергалась сокращению при уменьшавшемся военном бюджете, чем такие направления, как структура вооруженных сил или материально-техническое снабжение. Идея состояла в следующем: если вооруженные силы должны быть меньше, то они, по крайней мере, должны быть умнее. Так было в период между двумя мировыми войнами, после Второй мировой войны, после Вьетнама и после холодной войны. Однако на этот раз гражданские и военные лидеры, кажется, менее склонны защищать систему военного образования от сокращений. Командно-штабные и военные колледжи уже начали терять свой преподавательский состав. Если это продолжится, то будущие вооруженные силы Соединенных Штатов могут оказаться и меньшими по составу, и менее умными. Соединенные Штаты способны выдержать некоторое количество такого рода изменений. Вызов состоит в определении той точки, по достижении которой менее образованные вооруженные силы будут означать наличие рисков и опасностей. Мы должны проводить сокращения, но делать это нужно с умом.
Стивен Метц является аналитиком в области вопросов обороны, а также автором книги «Ирак и эволюция американской стратегии» (Iraq and the Evolution of American Strategy).