Лето, обычно, мертвый сезон в столице. Все, кто может, тянутся прочь из каменного мешка и жесткого рабочего графика — в отпуск. К лету, обычно, готовятся курорты, а не большие города, для которых актуальнее готовиться к зиме. Однако предстоящее лето станет для Киева исключением.
К нему готовятся, и весьма напряженно. Оно станет еще одним экзаменом для киевской власти. Экзаменом более важным, чем «зимняя коммунальная кампания» — ее «отцы города» провалили всего-навсего перед жителями столицы. Летом они будут сдавать экзамен перед куда более серьезной комиссией — президентом Украины, выходящим на старт избирательной кампании. Место и время старта: Владимирская горка в День крещения Руси.
Только перспективой выборов можно объяснить проснувшийся вдруг в президенте интерес к этой дате. Ведь за предыдущие три года Виктор Федорович ни разу не почтил своим присутствием этот праздник — из года в год он припадал у главы государства на отпуск, как Пасха на воскресенье. Патриарху Кириллу, помнится, пришлось однажды, как Магомету к горе (да простит Святейший сравнение), самолично в Форос ехать, чтобы президента-протеже с праздником крещения Руси поздравить.
И тут такая прыть православная. Может, то все даты некруглые были? А тут вот круглая — 1025. Во всяком случае, уж никак не круглее, чем ющенковская 1020. Юбилей, можно сказать. Президент издал указ «поднять празднование на новый качественный уровень». Создан оргкомитет — и не один! Скрипят перья чиновников. Во все концы летят приглашения уважаемым людям. Владимирскую горку в очередной раз собираются реконструировать. Надо, наверное, вымыть дорожки для страусовой туфли президента, а может, и стоптанного каблука Папы римского.
КГГА также отрапортовала о готовности привести в порядок лестницу, ведущую наверх от памятника Магдебургскому праву. Да и сам этот памятник тоже приведут в порядок — надо думать, дабы почтить покойное Магдебургское право в городе Киеве, жители которого теперь практически лишены права избирать свою власть. Как при царе Горохе. Пардон, при самодержце-крестителе. В дни былой славы, то есть. На набережной будет установлен еще и памятный знак в честь 1025-летия крещения Руси. На все это у города найдутся средства. Сэкономленные на снегоуборочной технике и коммунальных нуждах киевлян. Да что там! Разве о героической ретираде отцов города перед снежной стихией в июле-то кто вспомнит? Вспоминать будут совсем о другом — о давнем. О недавнем постараются поскорее забыть. Таково свойство нашей политической и исторической памяти.
Да, о былой славе будет сказано много хорошего. Собственно, сказано уже немало на уровне указов и распоряжений. Наша историческая гордыня капает с официальных бумаг жирными каплями — «самая могучая держава своего времени»! Кто-то скажет, что нам это нужно — великие герои и их великие деяния в великом героическом прошлом. Что это необходимо для становления нации, идеологии и прочая, и прочая. Что наши Аскольды, Святославы, Ольги, Владимиры и Ярославы, при всей сомнительности репутаций, ничуть не хуже «их» Карлов, Елизавет, Сидов и Роландов (чьи репутации, кстати, ничуть не лучше). Кто спорит? Пускай были бы себе героями, творцами государства, отцами нации. Раз без этого никак нельзя. Раз без какого-нибудь славного рубаки в глубокой исторической ретроспективе мы теперь не можем чувствовать себя полноценным сообществом.
У меня только один вопросик. Какое отношение к этому надуванию мифологических щек имеет факт крещения?
И уж конечно, совершенно неуместно было бы углубляться в подробности исторического события и копаться в обстоятельствах. Думаю, на «праздничных круглых столах», запланированных организаторами, будут расставлены, главным образом, приятные на вкус исторические блюда — могущество государства Киевского, мудрость вождей и слава оружия. Что, вперемешку с балычком под коньячок, создаст праздничное и благодушное настроение у участников. Никто не станет подсыпать в сбитые сливки хины сомнений. О том, что это была победа Константинополя, а не Киевской Руси, превратившейся в духовную провинцию Византии. Что Киев стал не только «крещальной купелью», но и трамплином, на котором Москва вознеслась до самодельного статуса «Третьего Рима» и сделала киевские земли теперь уже своей провинцией.
Что Русь Владимир крестил насильно, палками загоняя народ в Почайну. И что с тех пор, наверное, у нас так повелось — загонять народ в Царствие Небесное начальственным приказом. То сделав христианство школьным предметом, потому что заманить детей в воскресные школы и христианские лагеря у церкви за 1025 лет так и не накопилось ни миссионерского желания, ни миссионерского же умения. То сочинить закон о запрете абортов, потому что проповедники за тысячу с лишним лет так и не научились разговаривать с женщинами на такие пикантные темы. Да и зачем учиться, если царь-батюшка обо всем сам позаботится?
Поэтому не стоит удивляться, что день крещения Руси становится самым настоящим, кондовым просто государственным праздником. А не церковным и уж точно — не христианским. Мы получим «государственное мероприятие» во всей своей красе. С богатыми правительственными кортежами, дорогими костюмами и пышными облачениями, с официальными речами, торжественными открытиями новых и старых памятников, «героическим прошлым», каким-то мистическим образом осеняющим довольно жалкое настоящее, и равноапостольными самодержцами, каким-то мистическим образом осеняющими нынешних властителей. Для сохранения антуража все это будет оправлено в молебны (если духовные особы договорятся между собой), хоругви и хоровое пение.
Согласно указу и самому статусу «государственного праздника» все районные администрации Украины проведут свои «мероприятия». Т.е. управления культуры и, возможно, образования получат указание «выполнять» и «спустят» его непосредственным исполнителям — библиотекарям, музейным и клубным работникам. Те по мере своих сил и воображения «сготовят» что-нибудь на скорую руку. Бесплатное, разумеется, — ведь бюджетных средств на «государственные мероприятия» в районах (и даже большинстве областей), конечно, не найдут. Значит, будут выставки детских рисунков в краеведческих музеях, занимающих одну стенку классной комнаты в местной школе. Будут выступления детских танцевальных коллективов. Лекции в сельских клубах силами завклуба и, в лучшем случае, — приходского священника. С обещанием «после лекции — танцы» — надо же чем-то народ привлекать к «государственному мероприятию».
Ничего не напоминает? Если нет — вам можно позавидовать, потому что к этому списку человек с большим (не значит — лучшим) житейским опытом непременно дописал бы школьную линейку и возложение цветов к памятнику Ленину/Неизвестному солдату/Героям обороны/революции/восстания. И не знаешь, на что пенять — на то ли, что сорок лет не прошло, отведенных на вымирание «рожденным в рабстве», на то ли, что мастодонты вместо умирания почему-то прекрасным образом живут и размножаются, а может дело в том, что рабство до сих пор так и не кончилось.
Впрочем, это все неважно. Чем беднее будут мероприятия «на местах», тем больше внимания будет направлено на самую главную часть празднования — на ту, которую покажут по телевизору. Где президент Украины Виктор Янукович, любимец афонских старцев, владелец таинственных реликвий и просто «православный президент», в окружении патриархов, митрополитов, а если повезет — самого Папы Римского — будет сиять радушием и заслуженной гордостью. Чувствуя себя — и не без оснований — главным героем действа.
Поэтому пусть простит мне читатель, что во всех предшествующие строчках было так мало христианского духа и буквы — грядущий праздник к христианству имеет лишь опосредованное отношение. Не более, чем повод «хорошо посидеть». Вернее, постоять и попозировать на публику. Золотые киевские купола, патриаршии куколи и сам бронзовый Владимир с крестом и памятником Магдебургскому праву — декорации для предвыборной кампании действующего президента Украины, стартующей у нас на глазах с молчаливого благословения всех присутствующих.
Думаю, представители всех наших церквей достаточно умны и опытны, чтобы это понимать. Они повозмущались для проформы тем, что программа праздника «не имеет христианского содержания», и занялись своими собственными программами, планами, своими собственными списками гостей и расписаниями мероприятий. Но раз придется участвовать в предвыборном спектакле президента, надо, по крайне мере, не продешевить. Надеюсь, времена, когда важно было просто «засветиться» в свите «первого лица» уже прошли, и теперь деловые вопросы решаются более жестко и рационально.
Решительнее всего повела себя УПЦ. Она сразу заявила себя «хозяином праздника» как прямая и каноническая наследница Владимирова крещения. Впрочем, бразды правления плавно перешли к РПЦ — общественно-церковный комитет по подготовке празднования заседает в Москве, включает в себя представителей «трех братских народов» и планирует еще раз отыграть на Владимирской горке сюжет о «единстве», «братстве» и «силе». Должностные лица УПЦ напоминают «городу и миру», а также патриарху Филарету лично, о том, что торжества должны возглавить патриарх Кирилл и митрополит Владимир. Да, и список гостей, кстати, надо согласовывать с «хозяевами» — т.е. с УПЦ. Или с РПЦ? Ну, в общем, в Москве — там, где комитет заседает. И куда с завидной регулярностью по вопросам «подготовки мероприятий» ездят украинские чиновники.
Им, чиновникам, конечно, не позавидуешь — патриарх Кирилл из своего участия в президентских празднованиях постарается извлечь все возможные преимущества. Президенту, если он захочет видеть патриарха Московского на своем празднике, придется пойти на компромисс, и, быть может, не на один. Впрочем, положение чиновников вовсе небезнадежно — если патриарх Кирилл обидится и не приедет, он проиграет больше, чем выиграет. Независимо от того, кто в его отсутствие сыграет на Владимирской горке первую скрипку — Вселенский патриарх Варфоломей, патриарх Филарет, папа Франциск или даже митрополит Владимир. Возможно, последнее для Московского начальства — самый нежелательный вариант. С точки зрения Московской патриархии УПЦ и так слишком уж заигралась со своей автономией, нашедшей поддержку у нынешнего президента. А ведь именно на него так надеялся в свое время патриарх Кирилл в деле «усугубления единства» — оно обычно называется вслух «славянским», но по сути речь идет о единстве РПЦ, которой приходится тратить все больше сил на дипломатические игры с правительствами независимых стран, расположившихся на ее «канонической территории». Особенно — в отношении Украины. Ведь все более прохладные отношения между Украиной и Россией делают патриаршую идею «единства» все менее актуальной для официального Киева. И на грядущем празднике патриарху Кириллу грозит выглядеть не «хозяином», а всего лишь одним из приглашенных.
Возможно, поэтому капризные замечания о том, «кто будет возглавлять», и «кого приглашать», и «кому вообще не место», звучат так подчеркнуто громко. Патриарх Кирилл выглядит самым «неудобным» из действующих лиц будущего праздника. Это ему не с руки стоять рядом с тем, и с другим, и с третьим. Как будто специально повышается градус вокруг участия в празднике патриарха «раскольников» Филарета или Папы римского. Первый обязательно будет. Второй, скорее всего, нет. Но это неважно — важен факт «несанкционированного приглашения» понтифика. Даром, что оно исходило от греко-католиков. Да, присутствие «униатов» тоже может омрачить патриарху Московскому праздник. Но что поделаешь? Ведь они в Украине — у себя дома, и они тоже считают себя наследниками Владимирова крещения, причастными к «киевской купели». Впрочем, несмотря на то, что папа Франциск пока не подтвердил своего намерения приехать, ему уже пригрозили «акциями протеста». Вот какие мы, православные, гостеприимные. И нам даже из чистого любопытства не хочется посмотреть, как соберутся на ограниченной оцеплением территории Владимирской горки представители всех трех Римов.
Похоже, в июле мы получим уже привычное для нас зрелище, только «на новом государственном уровне» (т.е. с президентом в главной роли). Перед телеэкранами будет продемонстрировано несуществующее «славянское единство» и несуществующее единство власти с «народом православным». Также несуществующее, к сожалению, единство народа — хозяина праздника будет придавать событию некоторую пикантность — мы будем интересоваться, кто с кем рядом стоял и сидел, говорил или нос воротил. Праздник будет — в уюте приходских церквей и молебнах. Но большинство телезрителей получат его только в качестве сюжетов в теленовостях. Главными героями которых будут не Христос и даже не князь Владимир. И это вполне понятно — им же не надо избираться на следующий срок.