Грим считается одним из самых признанных экспертов по вопросам религиозной свободы в мире. В Pew Center он занимется ежегодным мониторингом ограничений религиозной практики в 198 странах мира. Он имеет многолетний опыт работы с такими регионами как Китай, бывшие советские республики, Средняя Азия и Ближнй Восток. Грим рассказал о результатах своих исследований и о значении такого события как Tedx (Technology Entertainment Design), которое состоялось вчера на улице Conciliazione в нескольких шагах от Ватикана.
Vatican Insider: Почему в последние годы стали много говорить о религиозной свободе?
Брайан Грим: За этим явлением стоит множество причин. Я пытаюсь понять, действительно ли религиозная свобода все больше ограничивается. Согласно нашим исследованиям, это именно так. Ответственность за это несут как правительства, так и отдельные общественные группы внутри различных обществ. Это уже всем хорошо известно: американскому правительству и правительствам других стран, а также мировому сообществу.
- Не является ли ощущение ухудшения ситуации результатом того, что средства массовой информации наконец-то стали освещать нарушения религиозной свободы?
- Трудно оценить тенденцию в период времени, для которого нет сравнимых данных. Но, начиная с 2006 года, когда начались исследования в нашем центре, мы зафиксировали как рост ограничений религиозной свободы со стороны правительств, так и рост социальной враждебности по отношению к религии. Мы видим, что в мире нарастает волна ограничений по отношению к религии. Это реальное явление, а не временная мода на освещение подобных событий средствами массовой информации.
- Это опасная тенденция?
- Мы стараемся оставаться беспристрастными и не вставать ни на чью сторону. Мы не говорим, что ограничение религиозной свободы является позитивным или негативным явлением, что в каждом специфическом случае она оправдана или нет. Например, во Франции запрещено носить бурку. Многие как среди политиков, как и среди населения поддерживают эту меру. Но на наш взгляд, речь идет об ограничении религиозной свободы.
- Как вы оцениваете ситуацию с религиозной свободой в мире?
- Исследования нашего центра позволили совершить переворот в дискуссии о религиозной свободе, сделав доступным участие в ней правительств и религиозных групп во всем мире. Действительно, когда говорят о религиозной свободе, высказывают обычно какое-то устоявшееся суждение. Мои исследования очень конкретны и основываются на опыте, я исследую религиозную свободу с помощью новых методов и подходов, приспособленных для XXI, а не XX века.
- Каковы эти новые методы?
- В прошлом веке дискуссия в основном касалась ограничений религиозной свободы коммунистами. Но после 11 сентября стало ясно всем, что даже один человек или группа людей могут оказать огромное влияние на понимание ограничения религиозных свобод в мире. Мы впервые исследуем с этой точки зрения религиозную свободу, принимая во внимание тот факт, что группы людей могут обладать той же властью, что и государства, а, может быть, и более существенной, позволяющей им ограничивать религиозную свободу.
- Как вы измеряете градус социальной враждебности по отношению к религии?
- Мы применяем содержательный анализ (content analysis): берем в рассмотрение 19 основных источников информации по198 странам. Изучаем их законы, Конституцию, отчеты о соблюдении прав человека таких организаций как Amnesty International («Международная амнистия») и Human Rights Watch («Страж прав человека»), данные Государственного департамента США, Организации Объединенных Наций... Потом мы каждое упоминание об ограничении религиозной свободы и каждый сигнал о социальной враждебности по отношению к религии помещаем в нашу базу данных и присваиваем балл каждой стране.
- Почему сегодня некоторые группы людей могут ограничивать религиозную свободу иногда даже в большей степени, чем государства?
- Мы размышляем о механизмах, которые позволяют некоторым группам приобретать такую власть. Например, есть преступления, мотивированные религиозной ненавистью. Насилие против женщины, исповедующей определенную религию, может изменить состояние души целого общества, если этот факт широко освещают средства массовой информации, а государство делает вид, что ничего не видит. Случаются массовые протесты, которые оборачиваются актами коллективного насилия против некоторых групп. Например, в Англии были столкновения между мусульманами и крайне правыми скинхедами. Этот тип группового насилия оказывает еще больший эффект, потому что вызывает еще большую напряженность, чем простое преступление. Наконец, может произойти настоящая эскалация насилия с проявлениями терроризма на религиозной почве, когда различные религиозные группы воюют между собой. Религиозные войны ведутся в каждой восьмой стране мира.
- Часто говорят, что за религиозными конфликтами, как например, в Нигерии между христианам и мусульманами, стоят социальные, экономические и политические трения. Это так?
- Проблема в том, что этот тип анализа предполагает то, что религии не играют большой роли.
- Прежде всего сами религиозные группы стараются преуменьшить религиозную подоплеку насилия...
- И хорошо делают. Богословы не сражаются с другими богословами. Не существует религиозных войн в собственном смысле этого слова. Но люди используют религиозную принадлежность, чтобы идентифицировать врага.
- Ватикан и католическая церковь в целом часто повторяют, что христиане являются наиболее преследуемой в мире религиозной группой. Это так?
- Мы исследуем различные показатели общих преследований, связанных с верой: трудность найти работу, дом, физическое насилие и так далее...В этом смысле христиан преследуют в гораздо большей степени по сравнению с исповедующими другие религии в наибольшем числе стран мира. Но это не должно удивлять, так как христиане преобладают в мире. За ними по численности следуют мусульмане, они оказались на втором месте по уровню преследований. Удивительно, что на третьем месте по уровню преследований оказались евреи, хотя они представляют собой меньшинство, всего 0,2% мирового населения. Они подвергаются преследованиям в трети стран мира. Данные говорят о том, что в большинстве случаев мишенью становятся религиозные меньшинства. Можно говорить о католиках в православных странах, о суннитах в странах, где преобладают шииты, о буддистах в индуистских странах.
- Представители самых различных религий на мировой сцене часто ведут себя сходным образом. Например, они требуют прекращения оскорблений со стороны представителей других религий или нетерпимо относятся к критике их религиозных лидеров. Что говорят ваши исследования об этом явлении?
- Не удивляет тот факт, что религиозные лидеры хотят защитить себя от критики. Удивительна распространенность мнения о том, что в тех странах, где действуют законы, направленные против оскорбления чувст верующих, социальная напряженность должна снижаться, так как страх перед наказанием и возможностью вспышки насилия за обидные слова о пророке Магомете, например, может удержать человека от их высказывания. Но в действительности, наши данные говорят о том, что там, где действуют законы, направленные против оскорбления чувст верующих, социальная напряженность уже очень высока, а эти законы являются частью социальной структуры. Люди ведут себя враждебно, когда заговариваешь на подобные темы. Следовательно, наши исследования дают политикам и обычным людям возможность понять, действительно ли работают законы, направленные против оскорбления чувств верующих.