Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Слабая идеологическая связь, ведущая из Чечни в Бостон

© РИА Новости Лариса Саенко Бостон почтил память жертв теракта минутой молчания
Бостон почтил память жертв теракта минутой молчания
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Радикальное мировоззрение старшего брата Тамерлана Царнаева формировалось под воздействием исламских экстремистов. Похоже, он больше думал о бедственном положении мусульман, чем о стремлении Чечни к независимости. Чеченское дело могло повлиять на его взгляды в том смысле, что в жестоких действиях российского государства он увидел новое доказательство бедственного положения мусульман, но не чеченцев.

Когда власти назвали имена подозреваемых в совершении теракта на Бостонском марафоне и сообщили, что Тамерлан и Джохар Царнаевы чеченцы, на лице у Владимира Путина наверняка появилась довольная улыбка. Российский президент, очевидно, подумал: теракт, совершенный чеченцами в Америке, в какой-то мере оправдывает его суровое отношение к чеченским повстанцам.

Но на самом деле, имеющиеся на сегодня свидетельства и улики не подтверждают такую точку зрения. Судя по тому, что мы знаем на данный момент, хотя братья Царнаевы родом из чеченской семьи, их идеология не имеет ничего общего с националистическими устремлениями чеченских сепаратистов, ставшими определяющим моментом в их конфликте с Москвой.

Насколько нам известно, радикальное мировоззрение старшего брата Тамерлана Царнаева формировалось под воздействием исламских экстремистов. Похоже, он больше думал о бедственном положении мусульман, чем о стремлении Чечни к независимости. Чеченское дело могло повлиять на его взгляды в том смысле, что в жестоких действиях российского государства он увидел новое доказательство бедственного положения мусульман, но не чеченцев. Как сказал репортерам его бывший шурин, Тамерлана беспокоило угнетенное положение мусульман во всем мире. Он также «злился на то, что мир говорит об исламе как о религии насилия и жестокости», что весьма парадоксально.

Но движущая сила чеченского конфликта это стремление к независимости. В рядах чеченских боевиков действительно имеет место радикализация. Но они воюют с Москвой, а не с Америкой. Вот почему новость о том, что бостонские взрывники это чеченцы, приводит в недоумение.

Объявление в отеле Бостона с фотографией Джохара Царнаева


Читайте также: Мотивом для бостонских взрывов стали американские войны

У Чечни давно уже крайне напряженные и враждебные отношения с Россией. Усилению враждебности способствовали и сталинские действия по массовой депортации сотен тысяч чеченцев в Сибирь в годы Второй мировой войны.

В 1990-е годы, когда распался Советский Союз, Чечня попыталась выйти из состава России, но Ельцин в ответ на это начал яростную военную кампанию. Начавшаяся в 1994 году двухлетняя война была примечательна своей жестокостью и безрезультатностью. Российские войска разрушили столицу Чечни Грозный, убивая как боевиков, так и гражданское население, в том числе, многочисленных русских, проживавших в этой республике. Но подавить восстание они так и не смогли. Потери среди гражданского населения в этой кампании оцениваются в сто с лишним тысяч человек, а сама республика оказалась в руинах. В 1996 году стороны подписали мирное соглашение, и Москва фактически предоставила Чечне независимость.

Это было унизительное поражение для России, и оно заставило следующего российского лидера Владимира Путина выйти на сцену с новой бравадой и с постсоветскими претензиями на статус России как мировой державы.

Некоторые чеченские боевики подверглись влиянию радикализма и совершали ужасные террористические акты. Хотя Царнаевы в своих действиях вряд ли руководствовались сепаратистской идеологией чеченских повстанцев, они вполне могли черпать вдохновение в тех резонансных атаках на гражданское население, которые совершали сепаратисты.

Также по теме: Непростые российско-американские связи в сфере безопасности

В 1999 году Москву сотрясла серия взрывов, в том числе, в торговом центре и в жилом доме. Тогда погибли более 60 человек. Хотя связь с чеченцами убедительно доказать не удалось, во всем обвинили сепаратистов, и Путин начал вторую чеченскую войну с целью восстановления власти Москвы над республикой. Она была еще более жестокой и зверской, чем первая, но закончилась победой России и новым разрушением Чечни.

Чеченские повстанцы ответили новой чередой терактов, но это лишь укрепило решимость Путина. А российское общество поддержало жестокий подход своего государства по принципу «пленных не брать».

В октябре 2002 года группа боевиков, преданных лидеру повстанцев Шамилю Басаеву, который командовал чеченскими партизанами, ворвалась во время представления в московский театр на Дубровке, захватив в заложники 700 зрителей. Российский спецназ штурмом взял здание, весьма неумело проведя операцию, в ходе которой боевики были убиты, но вместе с ними погибли 130 заложников, отравившихся газом, который применили бойцы спецназа.

Иракцы во время американского вторжения в Ирак, 2003 год


Затем Басаев организовал еще одно террористическое нападение. На сей раз чеченские боевики захватили школу №1 в находящемся неподалеку от Чечни североосетинском городе Беслане. Российский народ и весь мир с ужасом следили за разворачивающейся драмой по телевидению. Террористы захватили более 1000 заложников, в том числе, 700 перепуганных детей. Длившаяся три дня осада закончилась тем, что 350 с лишним заложников были убиты, причем более половины из них дети.

Читайте также: Джихадистское прошлое Бостона

Длинный список громких терактов помог Путину заручиться поддержкой населения у себя дома, заложив основу для укрепления президентской власти в ослабленной постсоветской России. Тактика Путина способствовала радикализации значительной части населения Чечни и всего северокавказского региона. К чеченскому мятежу присоединились радикальные боевики-исламисты с Ближнего Востока, а также из Центральной и Южной Азии. Среди них были и представители «Аль-Каиды». Они оказывали материальную поддержку, а также проводили обучение и индоктринацию чеченских боевиков.

Когда Чечня оказалась под жестким контролем Москвы и ее ставленников, некоторые чеченские боевики стали воевать на стороне. За последние десять лет поступали сообщения о том, что чеченцы воевали и воюют вместе с джихадистами в Ираке, Афганистане, Сирии и других местах. Вполне возможно, что некоторые радикально настроенные чеченцы участвовали в этих войнах, но Москва преувеличивает их значимость. Так, заявляя о присутствии большого количества чеченцев в рядах сирийских противников президента Башара аль-Асада, Москва оправдывает свою поддержку Дамаску, так как российское население считает чеченцев крайне опасными.

Однако в основе идеологии чеченских боевиков лежит национализм. Приверженцев джихадистского мировоззрения, которое могло повлиять на Тамерлана Царнаева, в регионе немало, но изначальные мотивы чеченской борьбы за независимость во взглядах Царнаева полностью отсутствовали.

Естественно, события в Чечне определили его жизнь, ведь семья Царнаевых покинула республику и в итоге оказалась в США. А история чеченского народа наверняка усилила представление Тамерлана о том, что мусульман угнетают.

Но хотя тактика бостонских взрывников живо напоминает самые страшные бесчинства чеченских боевиков, это не дает Путину особых оснований радоваться тому, что подозреваемые родом из Чечни.

Фрида Гиттис – независимый международный обозреватель и пишущий редактор World Politics Review.