Несмотря на то, что в Ирландии, председательствующей в настоящий момент в Евросоюзе, никаких проблем с российским усыновлением не было, российские власти угрожают ирландцам запретом на усыновление детей из России, если Ирландия составит свой «список Магнитского». RFI связалось с авторами обеих резолюций по делу Магнитского сенатором Джимом Волшем и зампредом Комитета по международным делам парламента Ирландии Бернаром Дерканом.
Изначально ирландские парламентарии готовились обсуждать жесткий вариант резолюции, которая предполагала введение визовых санкций, замораживание банковских активов, а также публикацию списка имен российских чиновников, причастных к гибели российского юриста Сергея Магнитского в московском СИЗО. Все эти меры должны были быть введены в соответствии с резолюциями ПА ОБСЕ и Европарламента.
Первый вариант текста от 4 марта 2013 года, предполагающий визовые и банковские санкции, был написан ирландским сенатором Джимом Волшем и подписан девятью ирландскими парламентариями.
11 марта 2013 года российский посол в Дублине Максим Пешков направил в Комитет по международным делам официальное письмо с выходным номером, в котором он пишет, что принятие резолюции по санкциям «может оказать негативное влияние на текущие переговоры по соглашению в сфере усыновления между Ирландией и Россией» (речь идет о Гаагской конвенции о международном усыновлении, которую Россия не ратифицировала, а Ирландия присоединилась к ней в 2010 году - прим. RFI).
Примечательно, что российского посла приглашали принять обсуждение текста резолюции в ирландском парламенте, но он ограничил свое участие выше названным письмом, где, кстати, посол также говорит и о возможности ухудшения российско-ирландских торговых отношений.
Письмо российского посла Максима Пешкова подействовало на ирландских парламентариев: заместитель председателя Комитета по международным делам и торговле парламента Ирландии Бернар Деркан выступает за второй, умеренный, вариант резолюции.
В этом тексте (от 17 апреля 2013 г.) Бернар Деркан говорит о том, что Сергей Магнитский погиб при «загадочных» обстоятельствах и следует проводить «контакты с российскими властями» для получения заверений о соблюдении международных норм в области прав человека.
В этом же тексте Бернар Деркан предлагает дождаться «полного заключения об обстоятельствах дела».
Напомним, в России Следственный комитет закрыл уголовное дело об обстоятельствах гибели Магнитского еще 19 марта. Следствие утвердило, что Магнитский умер от сердечной недостаточности; члены Общественной наблюдательной комиссии в специальном докладе говорили о том, что смерть Магнитского могла быть вызвана избиениями в тюрьме.
27 апреля президент России Владимир Путин также заявил, что дело о гибели Магнитского довели до конца и «никакой преступной халатности в нем не было».
На следующей неделе ирландские депутаты должны будут продолжить обсуждение текстов резолюции.
В интервью RFI сенатор Джим Волш (Jim Walsh), автор первого жесткого текста резолюции выразил надежду, что первоначальный текст с санкциями все же будет одобрен.
Сенатор Джим Волш: «Очень важно, чтобы из-за угроз со стороны российского посла мы не отвлеклись от того, что считаем правильным шагом в отношении дела господина Магнитского. Я хотел бы надеяться, что текст резолюции, который будут писать два других члена парламента, будет эффективным и в нем будут предусмотрены санкции».
Бернар Деркан (Bernard Durkan), противник визовых санкций, автор второй резолюции в интервью RFI заявил, что первый текст не был написан на «дипломатичном языке», именно поэтому он предложил свой вариант «о контакте с Россией».
Бернар Деркан: «Обсуждение продолжается, и продолжится и на следующей неделе. В это время посол России обратился к председателю Комитета по международным делам Пату Брину (Pat Breen), и моя просьба состояла в том, чтобы переговоры по тем вопросам, что касаются резолюций, были продолжены с российскими властями либо в частном порядке, либо публично. Все обсуждения, которые имели место, уже указали на серьезные проблемы в связи со смертью господина Магнитского. И все, что нам остается сделать, это направить нашу поддержку тем, кто хотел бы, чтобы этот вопрос был рассмотрен. Мы обязаны постараться достигнуть наилучшего результата с точки зрения семьи Магнитского».
При этом мать Сергея Магнитского Наталья Николаевна ранее в интервью RFI заявляла, что не считает закон Магнитского «антироссийским» и, по ее словам, в настоящий момент, это единственная возможность привлечь к ответственности причастных к гибели сына.
Обсуждение текстов резолюций в ирландском парламенте продолжится в среду 1 мая.
Напомним, Россия уже ввела запрет на усыновление российских детей-сирот американскими гражданами после принятия Конгрессом США закона им. Сергея Магнитского.
Изменение законодательной инициативы может последовать и в отношении Франции, где парламент легализовал однополые браки, - об этом 26 апреля сообщила депутат «Единой России» Ольга Баталина.