Публикация нового варианта белой книги по вопросам обороны и национальной безопасности дала толчок спорам вокруг стратегии, возможностей и средств, которыми должны обладать наши вооруженные силы к 2030 году. Продолжавшаяся 11 лет военная операция в Афганистане, вмешательства в Ливии и Мали, борьба с разнообразными стихийными бедствиями — все это говорит о том, что подобные вопросы выходят за рамки одной лишь теории.
Тем не менее, можно ли ограничивать обсуждение оборонных задач, методов действия и источников финансирования рамками национального государства? Сегодня в мире все острее встают глобальные угрозы, такие как терроризм, пиратство, оружие массового поражения, международные преступные организации, а также эпидемии и экологические катастрофы. В таких условиях защита национальных интересов все теснее переплетается с формированием настоящей общеевропейской оборонной политики.
Да, в Европе уже существует общая оборонная политика, которая позволила нам с 1999 года провести 27 внешних операций, 15 из которых все еще не окончены (в частности речь идет о Сомали, Ираке, Боснии и Конго).
Как бы то ни было, ждать формирования эффективной общеевропейской оборонной системы в ближайшем будущем явно не стоит.
Вообще, достаточно ли поставленных на сегодня задач и текущих темпов объединения военных ресурсов? По всей видимости, нет.
Три новых момента подчеркивают срочность стоящей перед нами задачи по активизации общей оборонной политики.
• Прежде всего, это касается изменения характера угроз, с которыми сегодня приходится иметь дело Европе. Так, например, терроризм пошел по пути глобализации и отказался от жесткой иерархической структуры в пользу «клеточной» организации из множества различных ячеек. Терроризм встал на пересечении движения капиталов, технологий и религий, смешав все карты в традиционной геополитике. Поэтому в таких новых стратегических условиях очертания нашей безопасности не могут совпадать с границами наших государств.
• Второй момент: бюджетные проблемы, которые напрямую связаны с охватившим Европу экономическим кризисом, подталкивают европейцев к дальнейшему объединению сил и сотрудничеству. Сейчас это тем более важно, что центр тяжести в оборонных вопросах все сильнее смещается в сторону крупнейших развивающихся стран (Китай, Россия, Индия, Бразилия), которые дают новый толчок гонке обычных вооружений.
• Наконец, хотя Европа и до сих пор остается «краеугольным камнем» в оборонной стратегии США, нам прекрасно известно, что наши американские союзники поставили перед собой другие стратегические приоритеты (прежде всего это касается Тихоокеанского региона), а также открыто призывают европейцев взять на себя больше ответственности за их собственную безопасность и «разделить бремя» в Североатлантическом альянсе.
Европе нужно действовать как можно быстрее еще и потому, что у нее есть для этого нужные средства: если сложить все наши оборонные бюджеты, полученная сумма оставит позади военные расходы Китая, России и Индии вместе взятых! Что касается юридических средств, они не стоят на месте с появлением Европейского оборонного агентства, а также подписанием Лиссабонского договора, который учредил пост Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности и создал возможности для структурированного сотрудничества ограниченного числа государств-членов.
Остается лишь найти политическую волю, которая позволит Европе стать игроком глобальных масштабов, способным обеспечить собственную безопасность и эффективно работать для поддержания стабильности мира.
Если прагматически рассмотреть ближайшие перспективы, то вырисовываются три направления:
• Прежде всего, это формирование единой точки зрения на коллективные возможности и подхода к решению кризисов. Такова роль Европейской службы внешнеполитической деятельности.
• Второе направление — это объединение и распределение ресурсов европейскими государствами. Реализацией этой инициативы занимаются европейское агентство и НАТО. Для таких шагов требуется независимость и солидарность, однако ЕОА нужна также поддержка европейских правительств.
• Последний момент — это сохранение и развитие наших возможностей, конкурентоспособности, промышленности, среднего и малого бизнеса. Только повышение эффективности взаимодействия наших научных и производственных программ позволит нам не превратиться в подрядчиков или, что еще хуже, потребителей созданных за границей технологий и оборудования.
Все эти темы будут обсуждаться на декабрьском заседании Европейского совета, который будет посвящен вопросам обороны и безопасности.
Европейская комиссия намеревается воспользоваться этой возможностью и вынести на рассмотрение глав государств и правительств следующие конкретные предложения:
• Повышение открытости национальных оборонных рынков путем улучшения работы внутреннего рынка и определения общих принципов сертификации в масштабах ЕС.
• Расширение европейского сотрудничества в сфере научных исследований. В нынешние времена бюджетных ограничений это необходимый этап для разработки ключевых технологий в таких областях как спутниковое позиционирование, кибербезопасность и нанотехнологии.
• Наконец, почему бы не сформировать для ЕС его собственные возможности, которые тот бы мог применить в критических ситуациях? Множество кризисов и катастроф говорят о том, что вместе мы работаем лучше. Я имею в виду суда для очистки вод, плавучие больницы, беспилотники для наблюдения за границами, грузовые самолеты и самолеты-заправщики, которые могут послужить для транспортировки медицинского и телекоммуникационного оборудования или гуманитарной помощи. Совместное применение этой техники продемонстрировало бы оперативность и солидарность Европы. И позволило бы нам действовать эффективнее при меньших затратах. Так, давайте же это обсудим!
Сегодня по очень многим вопросам (конкурентоспособность, занятость, государственные финансы, общественное единство и т.д.) наступает своего рода момент истины для европейских лидеров и их способности дать новый толчок развитию союзных отношений, так как в противном случае общеевропейский проект постепенно сведется к простой зоне свободной торговли и международному профсоюзу. Оборона и безопасность, несомненно, входят в число этих важнейших вопросов.