Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пожалуй, 1 мая - единственный день в году, когда в городе на Неве можно увидеть весь спектр политических сил. И при этом никто не рискует попасть в отделение полиции, если не нарушает в явной форме общественный порядок. Власти удовлетворяют практически все заявки на шествия и митинги, правда, первые лица сами предпочитают не идти в праздничных колоннах демонстрантов и не приветствовать их с украшенных кумачом трибун.

Пожалуй, 1 мая - единственный день в году, когда в городе на Неве можно увидеть весь спектр политических сил. И при этом никто не рискует попасть в отделение полиции, если не нарушает в явной форме общественный порядок. Власти удовлетворяют практически все заявки на шествия и митинги, правда, первые лица сами предпочитают не идти в праздничных колоннах демонстрантов и не приветствовать их с украшенных кумачом трибун.

Во всяком случае, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко от участия в Первомае уклонился, направив вместо себя возглавлять колонну «Единой России» вице-губернатора Игоря Дивинского. Очевидно, вспомнив старый анекдот с фразой «Чтобы два раза не вставать», Дивинский поздравлял окружающих со всеми ближайшими праздниками сразу: «Да здравствует Россия и Петербург! С наступающим вас Христовым Воскресеньем! И Днем победы!», - кричал он, не забыв упомянуть, что Санкт-Петербург имеет и более чем столетнюю историю празднования 1 мая.

Корреспондент RFI прошел мимо всех участников марша еще во время построения на Лиговском проспекте. Коммунисты, по традиции, несли флаги СССР и в большом количестве портреты Ленина. Ностальгирующие по Российской Империи перемежали черно-желто-белые штандарты изображениями Сталина. Колонна «Справедливой России» была видна издалека благодаря большому количеству желтых шариков. Транспаранты в руках «эсеров» провозглашали: «Власть – миллионам, а не миллионерам» и «Требуем снижения тарифов ЖКХ».

Следом шли активисты незарегистрированной партии «Другая Россия». Над их немногочисленной колонной одиноко возвышался черно-белый портрет лидера «другороссов» - писателя Эдуарда Лимонова. К ним примыкали идеологически близкие члены левого студенческого движения. Как истинные интернационалисты, они выкрикивали лозунг: «Отдадим планету в руки разного цвета». Правда, несколькими метрами позади шагали национал-демократы, чьим лозунгом было: «За визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья». А на речевку левых студентов они отвечали своей «Мир, труд, май – гастарбайтер, уезжай!».

Самой малочисленной была шеренга сторонников трезвого образа жизни. Четверо молодых людей держали в руках растяжку с надписью «Петербургу сухой закон». «Присоединяйтесь», - предложил один из них корреспонденту RFI. А на вопрос, почему их так мало, другой противник «зеленого змия» заметил, что, вообще-то, скоро их будет гораздо больше, «когда остальные россияне проснутся». «Не проснутся, а проспятся», - поспешил поправить третий, а четвертый согласно кивнул.

Замыкали колонну участники либеральных партий и движений: «Яблоко», «Солидарность», «РПР - Парнас» и коалиция «Демократический Петербург», над которой реяло несколько радужных знамен ЛГБТ. Впрочем, полного единства не было и в этой части демонстрации, насчитывавшей, в общей сложности, от четырех до пяти тысяч человек.

Так, участники движения «Гражданская ответственность» сделали явный упор на поддержку Алексея Навального, «яблочники» несли портреты всех известных противников режима – живых и покойных. А ЛГБТ-активисты через мегафон выкрикивали «гомофобский закон – позор России» и «депутат Милонов – позор Петербурга!». Заслышав эти речевки, члены «Гражданской ответственности» всякий раз немного прибавляли шаг и начинали выкрикивать «Дело против Навального – дело против всех нас» и «Россия без Путина». Объединяющим всех участников колонны лозунгом было: «Долой полицейское государство!».

Когда либералы только поворачивали с Невского проспекта на Садовую улицу, чтобы дойти до места митинга, на Дворцовой площади, куда пришли сторонники «Единой России», левые активисты и националисты, уже начались задержания. Анархисты, которым не понравились имперские и ксенофобские лозунги, начали потасовку, и вскоре в дело вмешались ОМОНовцы, до этого мирно наблюдавшие за происходящим. В результате около 30 человек были схвачены и силой препровождены в полицейские автобусы.

Не обошлось без провокации и во время митинга либералов на Конюшенной площади. Один молодой человек расхаживал среди собравшихся, показывал портреты участниц панк-группы Pussy Riot и спрашивал, что нужно сделать с этими девушками? А затем сам же отвечал, что их нужно сжечь. Впрочем, вскоре он был выдворен за пределы Конюшенной площади, причем, без участия полицейских.

Тем временем, с трибуны митинга произносились речи в защиту европейского выбора России (недаром участники либерального шествия несли флаг Евросоюза) и против усиления клерикализма. Депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник назвал происходящее в стране «сращиванием чекизма с религиозным мракобесием», и напомнил, что 100 лет назад в России уже наблюдалась подобная тенденция, приведшая, в конце концов, к захвату власти большевиками. «Эта политика опасна для нашей страны!», - провозгласил Максим Резник и завершил свою речь словами: «За светскую, свободную Россию! За вашу и нашу свободу!».

Все выступающие на Конюшенной площади упоминали и узников «Болотного дела», и Алексея Навального, суд над которым начался в Кирове. Активист «Гражданской ответственности» Андрей Пивоваров отправил Навальному со своего мобильного телефона фотографии с митинга, и вскоре получил ответное сообщение, зачитанное с трибуны митинга: «Видел фотки. Спасибо большое тебе и всем спасибо. Передай от меня всем привет». Эти слова были встречены аплодисментами и одобрительным гулом.

А перед завершением митинга всех участников либеральной колонны призвали прийти вечером 6 мая на Марсово поле, чтобы еще раз выразить солидарность с Алексеем Навальным и с фигурантами «Болотного дела».