Минск - Заявления о готовности России разместить на территории Белоруссии свою авиабазу, прозвучавшие на прошлой неделе во вторник на встрече А.Лукашенко и министра обороны РФ С.Шойгу, упали в благодатную почву, по крайней мере в самой Белоруссии.
Белорусская оппозиция в очередной раз доказала, что именно она и только она является главным сторонником как самого Лукашенко, так и его переизбрания на 5-й срок в 2015 году, незамедлительно напомнив о том, что независимость и суверенитет Белоруссии прописаны в ее Конституции и обвинив Россию в имперских амбициях и агрессии.
И в пятницу Лукашенко в полной мере воспользовался этой заготовкой, чтобы заявить на всю страну, что именно ради независимости и суверенитета он сам годами просил Россию поставить ему С-300 и истребители.
«…Это не они пришли к нам, это я попросил и потребовал уже давно... Здесь защита суверенитета и независимости нашей страны», - заявил Лукашенко.
Подобные заявления «агрессия, угроза Западу, потеря суверенитета» еще будут долго звучать в контексте военного сотрудничества Белоруссии и России, поскольку это выгодно. Два главных бенефициара – Лукашенко и (глава МИД Польши) Сикорский – уже наверняка отметили решение России, а следовательно свой успех виртуальным тостом в скайпе, подняв по рюмке выдержанного не один десяток лет коньяка и пыхнув кубинской сигарой. Наконец то, многолетние усилия увенчались результатом, которого оба лимитрофа добивались давным-давно.
И Белоруссия и Польша пока далеки от состояния экономики, позволяющего тратить на вооружение и содержание армии «сколько хотелось бы». Однако, это отнюдь не снимает стоящую перед руководящими элитами двух стран задачу – умасливать силовой блок адекватным содержанием, включая постоянный апгрейд оружия. В противном случае можно поиметь 5-ю колонну в силовых ведомствах, что чревато понятными последствиями.
Выход из ситуации уже придуман давно и заключается в том, что при отсутствии собственных денег лучше всего дербанить их у дядюшки Сэма/Вовы: не просто обеспечить постоянное обновление собственных вооруженных сил за чужой счет, но еще и зарабатывать на этом. Для этого необходимо умение игры на противоречиях глобальных игроков. Особенно важно это умение в том случае, если географически находишься на границе геополитического разлома. А если его нет, то надо срочно выстроить новую берлинскую или в данном случае беловежскую стену.
Чем собственно и занимались Минск и Варшава последние годы, идя параллельным курсом к одинаковой цели – получить бабло на армию в Москве/Вашингтоне. Однако, отсутствие согласованных действий не давало никаких результатов. Панические крики из Польши об исходящей с территорий РБ и Калининградской губернии угрозы в виде Искандеров и С-300 нивелировались спокойствием в прибалтийских странах и никак не способствовали принятию окончательного решения относительно создания системы ПРО в Польше.
В свою очередь, постоянные намеки Лукашенко о необходимости укрепления союзной границы и стенания по поводу врагов, взявших синеокую в железное кольцо по периметру, не вызывали в Москве никаких эмоций, которая при этом попутно активно сводила в ноль военную значимость Белоруссии строительством новых РЛС и прочих объектов на своей территории. Белорусская армия хирела (в части обновления вооружения), ВВС загибались. И это происходило отчасти потому, что деньги, вырученные от продажи оружия в третьих странах, шли отнюдь не на нужды Минобороны страны.
Из всего ряда комментариев, прозвучавших в первые сутки по теме «Российская авиабаза в Белоруссии», в мишень попал лишь российский оппозиционер Борис Немцов.
«Эта авиабаза станет инструментом для высасывания денег из России… Мы будем платить за эту базу больше, чем за Черноморский флот. Сейчас увидите историю и с арендной платой, и со всем остальным», - заявил Немцов в среду 24 апреля.
Политик ошибся со временем глагола. Лукашенко уже давно пытается сосать и сосет деньги из России на оборону, в том числе ВВС и ПВО. Например, 21 сентября 2102 года Александр Лукашенко заявил, что на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 15 сентября «по военно-воздушным силам оговаривали много вопросов».
«У нас совместное ПВО… Я попросил поддержки и ее получил. В ближайшее время мы получим современные самолеты для того, чтобы нести дежурство на границе», - сообщил он.
За последние несколько лет ВВС Белоруссии списало более полусотни единиц боевой авиатехники, не считая вертолетов, закупив при этом к настоящему моменту ровным счетом «ноль» самолетов. Активно процесс списания (самолетов) и высасывания (денег) активизировался после того, как Индия вернула России 18 истребителей Су-30К, которую российский владелец из-за нежелания платить НДС решил разместить в братской Белоруссии.
Сколько было вздохов и охов на тему о том, как Белоруссия хотела бы купить эти самолеты, но как дорого Россия за них просит. В общем дело прямым ходом шло к тому, что эти истребители могут достаться Белоруссии если не бесплатно, то за копейки. В этой связи ход с авиабазой выглядит солидной экономией денег российских налогоплательщиков.
В пятницу, 26 апреля, Лукашенко лукаво рассуждал, что он хочет купить самолеты, что пока не решено, будет ли это авиабаза или нет. Однако денег на покупку истребителей у Белоруссии нет. За упомянутые Су-30К Россия хотела всего-то $270 млн., но даже этих денег у суверенной страны в центре Европы не оказалось. Белоруссия попросила кредит у Минфина РФ, ей вежливо отказали.
Денег как не было тогда, так нет и сейчас. По этой причине министр обороны РФ С.Шойгу с полным основанием утверждал, что речь идет именно авиабазе.
Между тем, второй лимитроф – Варшава – проявила невиданную выдержку. Польские власти выждали три дня и лишь сегодня позволили себе осторожное высказывание своего посла в Минске на эту тему.
«Мы мало имеем информации о российской авиабазе, которую собираются разместить на территории Белоруссии… Мы хотели бы больше иметь информации об этой базе…», - заявил в минувшую пятницу посол Польши в Белоруссии Л.Шерепка.
Никакой дополнительной информации польским властям не надо. Но и радоваться им пока действительно рано. Чтобы не попасть впросак, следует все-таки дождаться размещения первого звена российских истребителей на одном из белорусских военных аэродромов, что должно случиться уже до конца этого года. И лишь когда российские истребители сядут на белорусскую землю, тогда Польша может дать новый старт своей милитаристской программе, требуя от США оперативного создания системы ПРО на фоне очевидной «агрессии» со стороны России и Белоруссии.
Обе страны хотят не только вооружиться на халяву, за счет союзников, но и заработать на этом, сдавая аэродромы и землю в аренду. Подобное совпадение интересов у расположенных по обе стороны границы стран, представляющих все еще противостоявших друг другу блоков, заставляет заново взглянуть на историю с плюшевой бомбардировкой Белоруссии шведским самолетом, прорвавшимся на территорию Белоруссии, как «горячий нож сквозь масло». Не исключено, что благодаря мишкам-демократам в России хорошо прочувствовали ситуацию, что если встанет вопрос, Лукашенко, добиваясь своего, вообще готов открыть границу, и решили не доводить ситуацию до полного оголения белорусской границы с ЕС.
В подтверждение лимитрофной версии хотелось бы еще раз обратить внимание на реакцию Литвы по поводу заявлений Лукашенко-Шойгу.
«Мы уже некоторое время наблюдаем сотрудничество между Белоруссией и Россией, и, видимо, пришло такое время, когда та интеграция, в особенности в области обороны, между этими государствами, усиливается. Одной из ее форм является учреждение баз на территории Белоруссии», - заявил министр обороны Литвы Юозас Олекас, для которого белорусско-российская договоренность в сфере ПВО стала давно ожидаемым событием.