Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Иммигранты: растет число православных

Румынские православные в Италии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подавляющее число итальянцев продолжает считать себя христианами. Число иммигрантов-христиан, включая пятидесятников и православных, а также католиков, уже превысило количество мусульман. Другое дело, как оценивать тип христианства, а также католицизма, который преобладает в Италии.

Интервью с социологом из Турина Массимо Интровинье, куратором книги «Энциклопедия религий в Италии». Увеличивается приток христиан.

Только что поступила в книжные магазины «Энциклопедия религий в Италии» (Издательство Elledici, 1240 стр, 125 евро). Это объемистый том под редакцией социолога из Турина, директора CESNUR Массимо Интровинье и его заместителя Пьерлуиджи Дзоккателли. В нем дано описание 836 религий, присутствующих в нашей стране. Первое, что бросается в глаза, — это значительное увеличение количества иммигрантов, исповедующих православие. Их число приближается к числу мусульман, а в ближайшие годы количество православных может превзойти число мусульман. Vatican Insider взял интервью у Массимо Интровинье.

Vatican Insider: В коллективном представлении большинством иммигрантов являются мусульмане, а между тем православное сообщество растет и в ближайшие годы может превысить мусульманское население. Как вы объясняете это явление?

Читайте также: Христиане чувствуют себя все более неуютно в Великобритании


Массимо Интровинье: Самое большое православное сообщество представлено в Италии румынами. У них 163 прихода, и их число постоянно растет. Вступление Румынии в Европейский Союз в 2007 году облегчило иммиграцию ее граждан в Италию. Румынский язык является новолатинским языком, поэтому румыны — особенно дети и молодые люди — быстрее осваивают итальянский язык, чем другие иммигранты. Среди румын есть и католики, но большинство представлено православными. Экономический кризис в Италии затормозил иммиграцию, но социальные и экономические условия в Румынии таковы, что ее граждане продолжают эмигрировать в нашу страну. Примерно то же самое, хотя и в меньшей степени, происходит и в других восточноевропейских странах с православным большинством. Рост православных иммигрантов в Италии не связан с религиозными причинами, он определяется миграционными потоками. В то же время православная церковь, в особенности — румынская, поддерживает в Италии контакт с большинством верующих иммигрантов. Поэтому секуляризация, характерная для иммигрантов, покинувших свою страну, в меньшей степени затрагивает православных.

Празднование религиозного праздника Святая Троица


- К религиозным меньшинствам относятся 2,5% итальянских граждан и 7,6% людей, проживающих на территории Италии. Почему на уровне общественного мнения господствует убеждение о нашествии представителей других религий, в частности — исповедующих ислам?

- После событий 11 сентября Европа стала испытывать страх перед «нашествием ислама» и перед перспективой завоевания нашего континента мусульманами не путем войны (военные попытки предпринимались вплоть до 1683 года, когда была осаждена Вена), но демографическим: через иммиграцию. Несколько парадоксальным образом этот страх был усугублен высказываниями представителей исламского фундаментализма, которые говорили о завоевании Европы иммигрантами, имеющими многочисленные семьи («вы не хотите рожать детей, а у нас их много» и так далее). В социологии это явление называется «моральной паникой». Оно основано на реальной, но сильно преувеличенной опасности. Бывает трудно отличить реальные статистические данные от фольклорных, хотя нельзя забывать и недооценивать реальные показатели.

Также по теме: Поколение ислама - молодежь, которая забывает республике

В Италии, из которой ее граждане прежде эмигрировали, число иммигрантов не католического вероисповедания росло не постепенно, как во Франции в течение столетия, но оно увеличилось очень быстро на протяжении нескольких десятилетий. В 1970 году в Италии было всего несколько тысяч мусульман, а сегодня их число по данным нашей Энциклопедии составляет 1 миллион 475 тысяч. Другие оценки дают более высокие цифры. 115 тысяч мусульман уже являются итальянскими гражданами. Ясно, что такой быстрый рост приводит к проблемам. Есть и небольшие меньшинства, поддавшиеся идеям фундаментализма и терроризма, что отражается в полицейской хронике. Но с проблемами справиться трудно, если не опираться на реальные статистические данные. Они говорят о том, что мусульман много, но нельзя говорить ни о каком их «нашествии». Растущий религиозный плюрализм тоже играет свою важную культурную роль, хотя 97,5% итальянских граждан и не относится к религиозным меньшинствам.

- В Италии растет число протестантов? Если да, то по какой причине? Почему имеют успех пятидесятники на фоне уменьшения верующих, принадлежащих к историческим религиозным общинам?

- Несколько лет тому назад представитель итальянских протестантов, вальдийский пастор Джорджо Бушар на презентации моей книги сказал, что когда он родился, то типичным итальянским протестантом был человек, который жил в Пьемонте, имел фамилию Бушар и был вальдийцем. Сегодня типичным итальянским протестантом является женщина, живущая в Кампанье или на Сицилии, она пятидесятница и носит фамилию Эспозито. Сегодня в Италии наблюдается значительный рост протестантов, они в основном представлены пятидесятниками. Этот феномен характерен для всего мира. Повсюду исторические протестанские сообщества теряют своих членов, а число пятидесятников уже достигло половины миллиарда. Безусловно, это хорошо известно новому Папе Франциску. Он заинтересовался этим феноменом в Аргентине, который там широко распространен. Одной из причин успеха пятидесятников является очень живая и теплая молитва, которая привлекает бывших католиков особенно в тех зонах, где живут приверженцы народной религиозности. Конечно, в какой-то степени она была подправлена и евангелизирована, но католическая «модернизация» в итоге привела к исходу католиков в сторону пятидесятничества. Не случайно, что Папа Франциск во время встречи с представителями религиозных сообществ 5 мая выступил против поспешной ликвидации народной религиозности. Но вторая причина была сформулирована в названии классической работы американского юриста и социолога-протестанта Дина М. Келли (Dean M. Kelley) (1926-1997) в 1973 году: «Почему консервативные церкви растут». Келли, руководившему Национальным советом американских церквей, который объединяет исторически сложившиеся сообщества, этот феномен не нравился. Однако, уже в 1973 году он его заметил и предсказал его рост. Занимая «либеральную» позицию в вопросах абортов, гомосексуалистов и прогрессистской теологии, которая ставит под сомнение историчность воскресения и других чудес, исторические сообщества поощрялись средствами массовой информации. Это давало им ощущение того, что они идут по правильному пути, однако, они быстро теряли своих приверженцев, которые переходили в более консервативные религиозные сообщества, особенно — к пятидесятникам.

Собор Святого Семейства в Барселоне


Читайте также: Единство разделенных христиан

- После католической церкви второй по численности религиозной организацией в Италии являются свидетели Иеговы. Что вы можете о них сказать? Их число тоже растет?

- Значительный рост числа свидетелей Иеговы в Италии был зафиксирован в 1960-1990 годах. Потом их рост существенно замедлился, особенно по сравнению с ростом числа протестантов-пятидесятников. В последние годы рост возобновился благодаря целенаправленной работе по вербовке прозелитов в иммигрантской среде. Итальянские свидетели Иеговы имеют Залы Царства для собраний, где говорят не только на арабском или румынском, но и на китайском, русском, сингальском, бенгальском и тамильском языках. Например, в нашей Энциклопедии рассказывается о том, что свидетели Иеговы в Италии имеют 32 группы и восемь конгрегаций с китайским языком на всей национальной территории. Среди итальянцев рост числа свидетелей Иеговы, вероятно, достиг своего потолка. Их число составляет примерно 400 тысяч. Я не думаю, что их количество будет расти в ритмах 1970-1980 годов. С социологической точки зрения, по мнению, отраженному в Энциклопедии, переворот произошел в 1995 году, когда свидетели Иеговы решили, что более неуместно рассчитывать или предлагать точную дату наступления конца света. Идея того, что конец света является решающим событием в повседневной жизни верующих, в какой-то степени остается очень важной для свидетелей Иеговы. Но тот факт, что больше не предлагается точной даты наступления конца света, привел к тому, что сегодня многие свидетели Иеговы дают своим детям высшее образование, более внимательно относятся к своей профессии, к работе, к вопросам культуры и спорта. Их по-прежнему мало интересует политика: свидетели Иеговы не участвуют в голосовании. Все это способствует «нормализации» и большей интеграции свидетелей Иеговы в итальянское общество, хотя они и сохраняют свои особенности и отличительные черты.

Также по теме: Вопрос о православном соборе в Ницце создает прецедент для РФ

- В Италии наблюдается рост религиозного плюрализма. Что можно сказать о сохранении роли католической церкви? Какова пропорция между людьми, получившими крещение, и практикующими верующими?

- Как я уже сказал, религиозный плюрализм имеет большое символическое значение, но реально выражается низкими цифрами.

Подавляющее число итальянцев продолжает считать себя христианами. Число иммигрантов-христиан, включая пятидесятников и православных, а также католиков, уже превысило количество мусульман. Другое дело, как оценивать тип христианства, а также католицизма, который преобладает в Италии. Национальные данные противоречивы, но в прошлом году CESNUR провел исследование на Сицилии, результаты которого в целом с ними совпадают. Исследование показало, что 80% жителей считают себя католиками, но только 30% имеет хотя бы спорадический контакт с церковью и участвует в ее обрядах. Если исключить атеистов и агностиков (чуть более 7%) и представителей религиозных меньшинств, то остается 60% граждан, принадлежащих к самой большой категории в Европе, которую английский социолог Грасе Дэви (Grace Davie) относит к «верующим без принадлежности». Эти люди считают себя верующими (в Италии это в основном католики), но они посещают церковь только по случаю крещения, бракосочетания и похорон и не поддерживают никакого контакта с церковными институтами. Об этом Диком Западе религии, об «экзистенциальной периферии» говорил Папа Франциск в контексте новой евангелизации.