«То, что делает нынешний президент Эквадора никак нельзя назвать построением социализма, деятельность Рафаэля Корреа можно квалифицировать как националистическую, с реформаторско-модернистским уклоном. В этом заключается принципиальная разница между Чавесом и Корреа». (Газета El Pais, Испания)
После смерти Уго Чавеса Рафаэль Корреа превратился в главного строителя Социализма 21 века в регионе. Однако это лидерство вызывает ряд вопросов. Достаточно ли у Рафаэля Корреа качеств, столь необходимых, чтобы возглавить левые движения в Латинской Америке?
Пользуется ли он политической поддержкой внутри страны для реализации грандиозного проекта обновления государства на ближайшие годы?
Infolatam эту и другие темы обсудила с Симоном Пачано (Simón Pachano), эквадорским политологом, профессором политических наук Латиноамериканского университета общественных наук.
Президентский проект для Эквадора
На эквадорском политическом поле Рафаэль Корреа значительно усилил свои позиции поле победы на президентских выборах в феврале текущего года. Он был не только переизбран на новый срок, но и получил большинство мест в национальном парламенте. Это позволит ему без труда принимать и проводить в жизнь такие законы, как о средствах связи, кодекс о воде и земле, а также новое уголовное законодательство.
Возглавляемый им политический блок «Alianza PAIS» получило 100 мест в парламенте из 137 (73%), и верные президенту депутаты проголосуют за любой закон, представленный главой государства.
Депутат Рауль Патиньо (Raúl Patiño), говорит безо всякой утайки: «Было бы нелогичным, если бы каждый из нас, революционеров, предлагал свой проект обустройства страны. Если кто-то думает, что народ проголосовал за Корреа как за сильную личность, то он ошибается. Народ голосовал за предложенный им революционный курс, за социальную справедливость и равенство».
Но все-таки, что предлагает Рафаэль Корреа на длительную перспективу?
«Корреа стремится углубить революцию, сделать более строгим контроль над государственными учреждениями при абсолютной поддержке парламента страны. Президент, таким образом, хочет ускорить реформирование страны», - считает Симон Пачано.
Экономическая стратегия Рафаэля Корреа заключатся в том, чтобы сделать добывающую и нефтяную промышленность главной движущей силой преобразований в стране. Неслучайно Корреа выбрал на пост вице-президента Хорхе Гласа (Jorge Glas). Тем самым он хочет показать, что Эквадор стремится сблизиться с Китаем. Предложенная модель экономического развития страны с упором на добычу природных ресурсов может вызвать недовольство внутри правящей коалиции, но, учитывая большой авторитет президента страны, не может представлять угрозы проводимым реформам.
Если мы рассмотрим более далекую перспективу и попытаемся предугадать, что произойдет со страной после 2017 года, когда закончится третий срок президентства Рафаэля Корреа, то можно с уверенностью сказать - Корреа не пойдет на новое переизбрание.
49-летний Рафаэль Корреа пришел к власти в 2007 году, на досрочных президентских выборах в 2009 году он вновь одержал победу. В феврале текущего года был избран главой государство, одержав победу в первом туре президентской гонки, набрав 56% голосов избирателей.
Конституция Эквадора разрешает переизбираться на высший государственный пост только один раз. Рафаль Корреа, после своей победы на президентских выборах заявил, что, несмотря на свои сильные позиции в государстве, а также после того, как блок «Alianza PAIS» получил абсолютное большинство в парламенте, он не намерен выставлять свою кандидатуру на новый срок.
«Я предпочитаю заняться частной жизнью и общественной деятельностью по окончании моего президентского срока. Я готов передать власть даже оппозиционным силам, если они одержат победу», - заявил Рафаэль Корреа.
«Согласно новой конституции страны, это мой последний президентский срок, и поэтому ни у кого не должно быть сомнений на этот счет. Быть президентом - большая ответственность и тяжелейший труд. От твоего решения зависят судьбы миллионов людей, в том числе - и твоих близких. Мои дочери выросли без отца, так как государственные дела не давали мне времени на их воспитание», - признался президент.
Рафаэль Корреа прекрасно знает, что в ближайшие 4 года он не встретит серьезного сопротивления проводимым реформам со стороны оппозиции.
«Оппозиция не способна противодействовать курсу президента в силу своей разобщенности и разнородности», - считает Пачано.
Симон Пачано полагает, что Рафаэль Корреа не стремится копировать кубинскую или венесуэльскую модель социализма. Президенту больше по душе модель Южной Кореи, где сильное авторитарное правительство проводит жесткую, наступательную экономическую политику. При этом приоритетом остается образование, куда направляются большие финансовые ресурсы.
Впервые об этом Корреа заявил в 2010 году в интервью телеканалу Telesur.
Во время посещения в 2010 году южнокорейского института Korea Development Institute, который занимается исследованиями в области экономического и социального развития, Корреа заявил, что Южная Корея за короткий период времени смогла превратиться из бедной страны в развитое государство, и это должно послужить примером для Эквадора.
Уход из жизни Уго Чавеса, как считают политологи, дает неплохие шансы Рафаэлю Корреа стать лидером Социализма 21 века в масштабе всей Латинской Америки.
Корреа обладает харизмой, большими интеллектуальными способностями, что делает его фигуру привлекательной.
Вместе с тем, есть и другое мнение. Корреа - это не Чавес, а Эквадор - не Венесуэла, располагающая громадными запасами нефти и газа.
«Для Корреа будет очень трудно стать лидером Латинской Америки. Чавес мог себе это позволить, имея большие финансовые ресурсы. Несмотря на это, Чавесу было трудно добиваться расположения той же Аргентины или Эквадора», - считает Пачано.