Напрасно мы ждали чего-то иного: удаление Али Акбара Рафсанджани и Эсфандияра Рахима-Машаи из списков кандидатов на выборах президента Ирана — это серьезный удар по крепостной стене исламской революции, в фундаменте которой и так уже появились заметные трещины. Подобная ситуация вызывает тревогу у всех, кто несет ответственность за стабильность государства, и в первую очередь у главы всемогущего Министерства разведки и национальной безопасности Хейдара Мослехи. Он готовит репрессивные силы, которые уже проявили себя во всей красе в 2009 году во время подавления народных протестов по поводу крупнейших за всю историю страны махинаций с результатами выборов.
Рафсанджани — это один из последних лидеров революции Хомейни, на плечах которого, как на председателе Совета по целесообразности, по-прежнему лежит серьезная религиозная ответственность. Таким образом, его исключение из списка участников в выборах, в которых ему уже дважды доставалась победа, никак не назвать простой случайностью. Чтобы оценить всю серьезность ситуации, представьте себе, что нынешний глава государства запретил одному из трех бывших президентов Франции, которые одновременно являются членами Конституционного совета, вновь попытаться добиться поддержки французского народа. У нас назвали бы нечто подобное «государственным переворотом», за которым последовали бы волнения, акции протеста, всеобщая забастовка и беспорядки. Как бы то ни было, такая немыслимая (даже для стран с явными нарушениями на выборах) ситуация является, по мнению аятоллы, наилучшим ответом на опасности выборов, которые он не смог полностью удержать под контролем в 2009 году. Тем самым он, без сомнения, хочет лишить пищи угольк
и пожара, которые вот уже более четырех лет тлеют под пеплом религиозной диктатуры. И уже это само по себе — явное признание собственного бессилия.
Однако на этом дело не останавливается. Вслед за псевдореформатором Рафсанджани в выборах запретили участвовать и кандидату от правых популистов Эсфандияру Рахиму-Машаи. Он является верным сторонником уходящего президента Махмуда Ахмадинежада, который с течением лет стал противником, а затем и врагом верховного лидера, и во многом обеспечил себе победу в 2005 и 2009 годах с помощью проведенных режимом фальсификаций. Хитрец угодил в собственную ловушку, и никто не будет сокрушаться по поводу того, что мошенник сам стал жертвой обмана. Тем не менее, если добавить сюда еще более радикальных оппозиционеров, получается, что Али Хаменеи превращает вероятность неблагоприятного развития событий практически в 100% гарантию.
Ему удалось совершить невозможное: превратить вторичную формальность (избрание должностного лица без реального воздействия на процесс принятия решений) в событие первостепенной важности. Тем самым он только ослабил доставшуюся ему от первого аятоллы Рухоллы Хомейни абсолютную власть, которая опирается на мощь религиозной доктрины. Тот, вероятно, перевернулся в гробу при виде такого извращения оставленной им в наследие системы. Безусловно, речь идет о конце режима, который теряет свою (пусть и донельзя мерзкую) логику. Посадить в одну упряжку двух соперников, Рафсанджани (нынешний президент обвинял его в коррупции) и Ахмадинежада (его в частности критикуют за «недопустимое поведение» на похоронах Уго Чавеса), значит лишить двух последних опор систему, которая итак покрылась трещинами от крыши до фундамента.
В любом случае, у режима еще, без сомнения, найдутся защитники, которые будут твердить нам, что реформы идут вперед, а демократия прогрессирует, и что нам нужно протянуть руку Тегерану. Это касается в частности бывшего посла Франции в Иране, который еще недавно называл себя «почетным послом» в стране, где Хейдар Мослехи уже назвал интеллектуалов-диссидентов из оппозиции (большая ее часть входит в Национальный совет сопротивления Ирана) главной опасностью в ближайшие несколько недель. Четвертый путь, путь демократической смены власти, уважения к правам человека и месту женщины в обществе — именно это больше всего пугает сторонников главенствующей религиозной доктрины. На его последователей сейчас обрушиваются тяжелейшие удары как в Иране, так и в Ираке, где правительство Малики ширит гонения и множит преступления против человечности. Разве такое упорное стремление диктаторских режимов задавить сопротивление не служит наилучшим подтверждением его правоты? Признанием добродетели пороком?