Эмманюэль Каррер с головой окунулся в жизнь российского писателя Эдуарда Лимонова, политического противника Владимира Путина и основателя Национал-большевистской партии, который живет в разъездах между Россией, Францией и США. Съемки картины начнутся во втором полугодии 2014 года, а бюджет составит 15-20 миллионов долларов. Сценарий должен будет получить одобрение автора книги, а также ее главного героя.
«Лимонов» Эмманюэля Каррера (Emmanuel Carrère) и «Каникулы маленького Николя» (Le Petit Nicolas en vacances) Рене Госсинни (René Goscinny) стали одними из главных звезд в Каннах в этом году. На фоне знаменитого фестиваля разыгрывается кинематографическое будущее книг.
Информация об экранизации «Лимонова» получила официальное подтверждение. Почетная миссия досталась итальянскому режиссеру Саверио Костанце (Saverio Costanza), который, судя по всему, уже набил руку на бестселлерах. Он снял фильм по «Одиночеству простых чисел» (La solitudine dei numeri primi) Паоло Джордано (Paolo Giordano), который в 2008 году был удостоен премии Стрега.
«Лимонов — не выдуманный персонаж. Я лично его знаю. Он был хулиганом на Украине. Кумиром советского андеграунда при Брежневе. Бездомным, а затем слугой миллиардера на Манхэттене. Модным писателем в Париже. Потерянным в Балканских войнах солдатом...» Так начинается предисловие к книге «Лимонов» Эмманюэля Каррера, в которой он описывает жизненный путь этого опасного, но харизматичного человека.
В 2011 году книга была выпущена в продажу издательством P.O.L (доступна в печатной и электронной версии) и получила премию Ренодо. Если взглянуть на биографию автора, сына знаменитого советолога Элен Каррер д’Анкосс (Hélène Carrère d’Encausse) и выпускника парижского Института политических исследований, то выбор темы не кажется удивительным: в ней переплелись СССР, литература и политика.
Стиль Эмманюэля Каррера можно назвать литературной журналистикой или «creative nonfiction», как говорят англосаксы. Во Франции на ум приходит скорее натуралистический роман, в котором иногда непросто отделить реальные события от плодов творческого воображения автора. Исторические факты описываются в свободном и личностном стиле, что придает им литературный, а не документальный оттенок.
Во время одного из интервью писатель рассказал, что впервые встретил Лимонова в 1980-х годах. «Во второй раз я увидел его гораздо позднее, в постсоветском бардаке», — сказал он. Пять лет назад их пути снова пересеклись: Эмманюэль Каррер готовил репортаж о Лимонове в России. «После двух недель в его обществе я оказался в еще большем смятении, чем по прибытии в страну. Поэтому мне захотелось написать книгу».
По всей видимости, автора и героя сложно назвать друзьями, а по многим и - прежде всего идеологическим - вопросам их взгляды кардинально расходятся. Тем не менее, публикация книги, вероятно, все же сблизила их на почве обоюдной удовлетворенности успешным проектом. «Мы испытываем определенную благодарность к друг другу», — заявил Эмманюэль Каррер.
Произведения французского писателя не в первый раз выходят на большой экран. Более того, здесь просматривается один и тот же сценарий. Фильм по «Зимнему лагерю» (La classe de neige, премия Femina, выпущена издательством P.O.L в 1995 году) Клода Миллера (Claude Miller) вышел в кинотеатрах в 1998 году. «Изверг» (L’Adversaire, издательство P.O.L) был экранизирован Николь Гарсиа (Nicole Garcia). Эта картина с Даниэлем Отейем (Daniel Auteuil) и Франсуа Берлеаном (François Berléand) вошла в историю кино в 2002 году. К тому же атмосфера Каннского фестиваля прекрасно знакома Карреру, потому что в 2010 году он стал одним из членов жюри во главе с Тимом Бертоном (Tim Burton).