Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Театральный скандал века: «Весне священной» - 100 лет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исполняется 100 лет со дня премьеры знаменитого балета Игоря Стравинского. Мир решил достойно отметить юбилей спектакля, который вызвал фантастически громкий скандал. Музыкальное новаторство «Весны священной» стало задавать тон в музыкальном модерне, а хореография Нижинского распахнула двери всему искусству танца 20 века.

29 мая исполняется 100 лет со дня премьеры знаменитого балета Игоря Стравинского. Мир решил достойно отметить юбилей спектакля, который вызвал фантастически громкий скандал.

«Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись», - вспоминала о том злополучном вечере балерина труппы Сергея Дягилева Ромола Пульска, будущая жена гениального танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского о происходившем в зале театра Елисейских полей 29 мая 1913 года.

Не лучше обстояли дела и за кулисами: «Танцовщики дрожали, удерживали слезы. Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции - и, наконец, этот кавардак…»

Победоносный провал

Сам Стравинский, наблюдавший за происходившим из-за кулис, убедился в гениальности прочтения Нижинского лишь в конце жизни, а вскоре после премьеры Le Sacre du Printemps – «Весны священной» - слег с температурой. Однако в зале находились несколько человек, которым уже тогда было ясно, что происходящее - вовсе не «позорище и профанация идей высокого искусства», а движения танцовщиков – не «бессмысленный топот и кривляние», как писала о спектакле парижская пресса.

«Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска», - говорил Дягилев художнику спектакля Николаю Рериху и пророчески замечал: «Вы еще увидите следствия!»

Сергей Павлович как в воду глядел: музыкальное новаторство Le Sacre du Printemps стало задавать тон в музыкальном модерне, а и хореография Нижинского распахнула двери всему искусству танца 20 века. Так что не стоит удивляться, что ведущие хореографы последующих десятилетий считали за честь вступать в диалог с творением Нижинского.

Мгновения «Весны священной»

Среди них – французский хореограф Морис Бежар. Его революционная для 1959 года постановка, премьера которой состоялась в Брюсселе, до сих пор держится в репертуарах ряда трупп мира (например, была недавно восстановлена в Большом театре).

Бежар, прочитавший «Весну» как историю любви от зарождения чувства до бешеной страсти, добился с этим балетом прорыва к большой международной славе.

Не менее революционной была постановка «Картин языческой Руси» (таков подзаголовок сочинения), созданная в 1975 году великим немецким хореографом Пиной Бауш (Pina Bausch). По мнению биографов Бауш, именно с Le Sacre du Printemps (формально третьей самостоятельной работы хореографа) началась «великая Пина».

Прочтение Пины Бауш с сегодняшней точки зрения можно назвать классическим во всех отношениях. В частности, она не меняет исходной драматургии – ритуала принесения молодой женщины в жертву «священной весне». Постановка многократно объехала весь мир и в начале июня будет показана в театре Пины Бауш в Вуппертале в память об авторах «Весны» и о скончавшемся в 2009 году знаменитом немецком хореографе.

«Весна» сегодняшняя

«Главным» по юбилею «Весны» в Европе стал - кто бы удивился - маэстро Валерий Гергиев. По его инициативе и под его руководством осуществлены сразу два проекта: реконструкция исторической постановки «Весны» (включая костюмы Бакста и декорации Рериха) и новая инсценировка спектакля, которую осуществила берлинский хореограф Саша Вальц (Sascha Waltz), работавшая с танцовщиками труппы Мариинского театра.

Результаты «по отдельности» уже были продемонстрированы взволнованной хореографической общественности: спектакль Вальц в Санкт-Петербурге, реконструкция - в рамках фестиваля в Зальцбурге, который прошел на Троицу. Но кульминация проекта - это двойное исполнение старой и новой «Весны», которое состоится под управлением Гергиева сперва на премьерной сцене, в театре Елисейских полей, 29 мая и будет еще трижды повторено в Париже и дважды в Петербурге - в текущем сезоне.