29 мая исполняется 100 лет со дня премьеры знаменитого балета Игоря Стравинского. Мир решил достойно отметить юбилей спектакля, который вызвал фантастически громкий скандал.
«Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись», - вспоминала о том злополучном вечере балерина труппы Сергея Дягилева Ромола Пульска, будущая жена гениального танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского о происходившем в зале театра Елисейских полей 29 мая 1913 года.
Не лучше обстояли дела и за кулисами: «Танцовщики дрожали, удерживали слезы. Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции - и, наконец, этот кавардак…»
Победоносный провал
Сам Стравинский, наблюдавший за происходившим из-за кулис, убедился в гениальности прочтения Нижинского лишь в конце жизни, а вскоре после премьеры Le Sacre du Printemps – «Весны священной» - слег с температурой. Однако в зале находились несколько человек, которым уже тогда было ясно, что происходящее - вовсе не «позорище и профанация идей высокого искусства», а движения танцовщиков – не «бессмысленный топот и кривляние», как писала о спектакле парижская пресса.
«Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска», - говорил Дягилев художнику спектакля Николаю Рериху и пророчески замечал: «Вы еще увидите следствия!»
Сергей Павлович как в воду глядел: музыкальное новаторство Le Sacre du Printemps стало задавать тон в музыкальном модерне, а и хореография Нижинского распахнула двери всему искусству танца 20 века. Так что не стоит удивляться, что ведущие хореографы последующих десятилетий считали за честь вступать в диалог с творением Нижинского.
Мгновения «Весны священной»
Среди них – французский хореограф Морис Бежар. Его революционная для 1959 года постановка, премьера которой состоялась в Брюсселе, до сих пор держится в репертуарах ряда трупп мира (например, была недавно восстановлена в Большом театре).
Бежар, прочитавший «Весну» как историю любви от зарождения чувства до бешеной страсти, добился с этим балетом прорыва к большой международной славе.
Не менее революционной была постановка «Картин языческой Руси» (таков подзаголовок сочинения), созданная в 1975 году великим немецким хореографом Пиной Бауш (Pina Bausch). По мнению биографов Бауш, именно с Le Sacre du Printemps (формально третьей самостоятельной работы хореографа) началась «великая Пина».
Прочтение Пины Бауш с сегодняшней точки зрения можно назвать классическим во всех отношениях. В частности, она не меняет исходной драматургии – ритуала принесения молодой женщины в жертву «священной весне». Постановка многократно объехала весь мир и в начале июня будет показана в театре Пины Бауш в Вуппертале в память об авторах «Весны» и о скончавшемся в 2009 году знаменитом немецком хореографе.
«Весна» сегодняшняя
«Главным» по юбилею «Весны» в Европе стал - кто бы удивился - маэстро Валерий Гергиев. По его инициативе и под его руководством осуществлены сразу два проекта: реконструкция исторической постановки «Весны» (включая костюмы Бакста и декорации Рериха) и новая инсценировка спектакля, которую осуществила берлинский хореограф Саша Вальц (Sascha Waltz), работавшая с танцовщиками труппы Мариинского театра.
Результаты «по отдельности» уже были продемонстрированы взволнованной хореографической общественности: спектакль Вальц в Санкт-Петербурге, реконструкция - в рамках фестиваля в Зальцбурге, который прошел на Троицу. Но кульминация проекта - это двойное исполнение старой и новой «Весны», которое состоится под управлением Гергиева сперва на премьерной сцене, в театре Елисейских полей, 29 мая и будет еще трижды повторено в Париже и дважды в Петербурге - в текущем сезоне.