Уличные демонстрации и столкновения протестующих и полиции, к которым мы совершенно не привыкли, фактически явились результатом взрыва энергии, накопленной в обществе. Полагать, что события возникли из-за нескольких деревьев, значит не видеть общую картину. Парк и Таксим послужили побудительными факторами, но не действительной причиной. Главное основание - требования и ожидания, которые, по мнению людей, игнорируются, убежденность в том, что с их образом жизни ведется борьба, а ответная реакция не принимается во внимание. И что еще важнее - неспособность политики идти в ногу с трансформирующейся общественной динамикой. Поэтому уличные демонстрации распространяются по всей стране.
Основным элементом, позволившим «Партии справедливости и развития» прийти к власти, была правильная интерпретация общественных требований. Современный же облик правящей партии, подъем которой был подкреплен ожиданиями и требованиями свободы общества, чрезвычайно далек от изначально представленного. Партии не удается прочитывать новые события. Примером могут служить утверждения партийных представителей о том, что последние события на улицах Турции по-прежнему организуют сторонники государственного переворота и представители «глубинного государства». Обвинения в адрес социальных медиа также свидетельствуют о недостаточном понимании новой общественной динамики и властных отношений.
Наряду с технологическим и общественным развитием изменяется и характер демократической политики. Концепция, которая ограничивает демократию выборами и урной для голосования, больше не действительна. С окончанием холодной войны все диктаторы изобрели отвечающие собственным целям избирательные механизмы. И это привело к тому, что выборы перестали быть отличительной особенностью демократии. Так, именно через выборы пришли к власти муллы в Иране и режим в Сирии. Между тем, демократия – это такая система, которая отражает требования общества и управление «для народа и самим народом». Представляя собой власть большинства, демократия вовсе не означает руководство мнением меньшинства и не дает права тем, кто одержал победу на выборах, делать все, что им заблагорассудится.
Действительно, смена власти путем выборов - основной принцип демократии, и какие-либо другие методы неприемлемы. Однако отдающий свой голос гражданин не может оставаться вне политики до следующих выборов. В таком случае это не демократия, поскольку в демократических системах народ, демонстрируя свою реакцию легитимными способами, продолжает формировать политику. Поэтому правящие силы должны регулярно проводить измерение общественного пульса, ведь в противном случае однажды накопленная энергия наводнит улицы.
Технологический прогресс внес в нашу жизнь такое новое явление, как социальные медиа, которые предполагают возможность достаточно простой и скорой организации людей вокруг определенной цели. Это обстоятельство требует от власти большей деликатности в отношении общества. Это новое явление политической жизни преобразует как прежнее понимание политики, так и подход к демократии. Социальные медиа создают необходимость измерения общественного пульса не просто часто, а ежедневно.
В этой связи именно социальные медиа становятся неотъемлемой частью новой формы политики. При этом начинает ощущаться их вес как силы, сравнимой с властью и традиционными СМИ. Благодаря социальным медиа в обществе набирают силу и популярность неорганизованные и изолированные группы. В сущности, это благоприятное для демократии явление, поскольку оно выступает как элемент, затрудняющий взятие общества под контроль и формирование в этой связи авторитарных режимов. Этими новыми обществами, мобилизация которых возможна с помощью медиа, сложно управлять на основе старой концепции политики или примитивной демократии. Ведь авторитарные режимы и стесненная урной для голосования демократия неудовлетворительны для такого рода обществ. Они стремятся к тому, чтобы в любой момент у них была возможность донести свой голос до власти. Поэтому вместо рассмотрения социальных медиа как «головной боли» (как это делает премьер-министр Эрдоган) следует принять их как социальную реалию и реформировать в связи с этим концепцию политики.
Те, кто в первой половине XX века заметили силу медиа, преуспели в политической сфере. За последующие годы политика привыкла к данному фактору как в национальной, так и в международной сфере, и успешно адаптировалась к нему. В новый век мы входим с иным пониманием медиа и коммуникации. И пока концепция политики приспосабливается к этой новой ситуации, нам предстоит справиться еще с немалым количеством потрясений. При этом важно суметь перенести их с наименьшими потерями.
Прежде всего необходимо понимать, что события последних дней в Турции не организованы некими радикальными группами, а представляют собой народные волнения. Это подтверждается таким важным признаком, как отсутствие единой идеологии, которая бы объединяла людей на улицах. Иными словами, демонстрации не соотносятся с конкретной идеологической группой.
Пункт, представляющий для нас особую значимость, состоит в том, что воспламеняющиеся при малейшей искре общественные протестные движения со временем могут изменить свой характер. В этой связи с точки зрения хода событий чрезвычайно важны заявления и решения, которые будут приняты в этом процессе власть предержащими. В качестве примера можно привести события, которые получили название «арабская весна». Как известно, к вспышкам в соответствующих государствах приводили совсем не значительные поводы, однако ошибочное прочтение властями определенных общественных требований и реалий повлекло за собой серию социальных революций на пространстве, протянувшемся от Северной Африки до самых границ Турции.
Я не пытаюсь провести аналогию между «арабской весной» и событиями в Турции. Однако в случае ложной интерпретации социальных фактов мы не сможем определить курс, которому они последуют. И если общественная динамика снова активизируется, а проблему сразу решить не удастся, то возможны самые разнообразные последствия. В частности, протесты в Таксиме уже сейчас стали эволюционировать. Вкратце тенденцию развития событий можно представить следующим образом:
1) первая стадия была связана с вырубкой деревьев в парке и вероятной постройкой нового торгового центра;
2) на второй стадии в результате чрезмерного применения силы со стороны полиции события переросли в широкомасштабную протестную акцию;
3) на третьей стадии основной темой демонстраций стала критика в адрес правительства и призывы к его отставке.
Если в кратчайшие сроки не будут предприняты смягчающие шаги, то события, изменив свой характер, могут приобрести такие измерения, которые будут представлять угрозу для стабильности всей страны, и породить непредсказуемые последствия, то есть выйти из-под контроля и приобрести энергию, накопленную в других точках общественной напряженности. И в этой связи политикам следует внимательно отслеживать общественное мнение и не медлить с мерами по стабилизации складывающейся обстановки.
И до возникновения социальных медиа существовала возможность формирования восприятия людей и контроля их мобилизационного потенциала. Однако теперь следует перейти к новой политике и новой концепции демократии. В частности, прежде всего нужна восприимчивая политика, при которой массовым протестам не останется места. И путь к ней лежит через внимательное отношение к общественным требованиям, а не проведение срока пребывания у власти партии, победившей на выборах, через принятие решений исключительно по своему усмотрению. Пристального внимания заслуживают требования тех граждан, которые не входят в платформу правящей партии, и посылы представителей власти должны быть направлены именно на улицы. Еще более провокационен такой подход: «Что бы вы ни делали, мы приняли свое решение».
Если этого не сделать и допустить начало массовых уличных выступлений, то основная опасность в этой связи будет предполагать смешение воспользовавшихся прекрасной возможностью радикальных групп с народными массами. А для маргинальных кругов это чрезвычайно благоприятный случай, поскольку единственная ситуация, когда они могут слиться с обществом и изобразить стремление его поддержать, – это такого рода происшествия. Психология общества и провокации таких групп могут привести к тому, что даже рядовые граждане будут способны на шаги, которые бы они не сделали в нормальных условиях.
Крупнейшая ошибка, которая может быть совершена в дальнейшем, связана с рассмотрением всех, кто вышел на улицы, как членов маргинальных и незаконных организаций. Это станет еще более провоцирующим участников массовых движений подходом. Следовательно, как власти, так и полиции следует исходить из прямо противоположного понимания и после того, как события достигли текущей стадии, действовать с осознанием того, что в протестных акциях на улицах участвуют обычные граждане. Именно в соответствии с этим пониманием должно выстраиваться поведение сил безопасности. Подход, при котором «страдают и невинные, и виновные», лишь воспламеняет реакцию на улицах, при этом жесткие меры приводят к возрастанию напряженности. Следует признать, что мы наблюдаем все эти ошибки. Впоследствии как власти, так и гражданам Турции необходимо быть более внимательными.
Неуступчивая политика может быть одним из внешнеполитических подходов, но упорство в отношении народных волнений способно привести к нежелательным последствиям для государства. Демократия выбирает лидеров, которые могут пойти на уступки в ответ на требования народа. Значит, нельзя терять ни минуты, пока не слишком поздно взять под контроль происходящее и утихомирить улицы, пока события не превратились в движение, требования которого выполнить невозможно. Но если момент будет упущен, то никаких гарантий нет.
Если события станут развиваться по наихудшему сценарию (например, с применением оружия), то вероятные уступки правительства могут и не остановить кровопролитие. Не будем забывать, что собственными же руками мы создали внешних врагов, рассматривающих такого рода обстановку как удобный случай. Поэтому, пока напряженность не возросла еще больше, необходимы, по крайней мере, официальные заявления представителей власти, которые смягчат сложившуюся ситуацию и успокоят турецких граждан. Необходимо понимать, что с течением времени демонстранты радикализуются и станут более открытыми для провокаций.
Чтобы не допустить нежелательного развития событий, необходимо благоразумное поведение как протестующих, так и властей, а также принятие всех мер, которые предотвратят затягивание беспорядков. И в этом вопросе ответственность лежит на каждой из сторон. Пока митингующие продолжают протестовать, не допуская насилия и не поддаваясь на провокации находящихся среди них экстремистских групп, правительство должно смягчить сложившуюся обстановку и уступить, предоставив обществу требуемые гарантии.
В противном случае, готовящаяся к экономическим прорывам и продвигающаяся вперед по пути становления региональным / глобальным игроком Турция, проходя через столь критический период, существенно отдалится от всех этих своих целей. Это неизбежно нанесет ущерб процессу решения проблемы терроризма и курдского вопроса. В результате, если мы будем не в силах правильно прочитать роль социальных медиа и общественные требования в рамках новой концепции политики, то адреналин на площадях страны и упрямство премьер-министра могут втянуть нас в непредсказуемый ход событий.