Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Химоружие в Сирии: в поисках истины

В Сирии использованы отравляющие вещества. Какие и кем – неизвестно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Комиссия по расследованию преступлений в Сирии, образованная ООН, пришла к выводу: имеются достаточные основания» полагать, что враждующие стороны применяли химическое оружие.

Вашингтон — Комиссия по расследованию преступлений в Сирии, образованная ООН, пришла к выводу: имеются достаточные основания» полагать, что враждующие стороны применяли химическое оружие.

Как подчеркивается в докладе комиссии, «использование химического оружия запрещено при любых обстоятельствах в рамках международного гуманитарного права и является военным преступлением в соответствии с Римским статутом». Следует пояснить, что речь идет о статуте, в рамках которого был создан Международный уголовный суд, расследующий преступления против человечности.

Химия


Сирия на протяжении нескольких десятилетий наращивала свои запасы химического оружия, которое рассматривалось, как средство сдерживания Израиля. Сирия, которая не присоединилась к международной Конвенций о запрещении химического оружия, способна самостоятельно производить отравляющие вещества (ОВ) – основу ее арсенала составляют зарин, VX и горчичный газ – и средства доставки (снаряды, авиабомбы и, предположительно, ракеты малого и среднего радиуса действия).

По данным из открытых источников, склады с запасами этого оружия разбросаны по территории страны и, по крайне мере, теоретически, в результате гражданской войны Дамаск мог утратить контроль над некоторыми из них.

Дамаск неоднократно утверждал, что химическое оружие никогда не будет использовано против мирного населения, а только для отражения внешней агрессии. В свою очередь, страны Запада неоднократно предупреждали о том, что если режим Башара Асада применит химоружие, это повлечет за собой серьезные последствия. В последние недели поступало все больше сообщений, что «красная линия» пересечена.

Израиль, Великобритания и Франция утверждали, что химоружие применяли правительственные войска. Разведслужбы США также сообщали, что в их распоряжении есть аналогичная информация, которая, однако, требует проверки.

Карла Дель Понте, один из членов Комиссии по расследованию преступлений в Сирии, в начале мая заявила, что есть данные о том, что зарин применяли инсургенты. Однако иные члены комиссии не подтвердили ее заявления. В итоговом докладе использованы подчеркнуто нейтральные формулировки.

В докладе, авторы которого анализируют информацию за небольшой период времени – с 15 января по 15 мая – указывается, что боевые отравляющие вещества могли быть использованы (тип и способ применения не указаны) четыре раза в разных регионах страны, включая столицу Дамаск, и «деловую столицу» Сирии – Алеппо. Однако подчеркивается, что окончательные выводы могут быть сделаны после проведения детальных экспертиз и взятия образцов на месте предполагаемых атак. Комиссия просит правительство Сирии предоставить возможность проведения необходимых исследований.

Йезид Саих

Йезид Саих, старший научный сотрудник Ближневосточного центра Фонда Карнеги за международный мир (Yezid Sayigh, Carnegie Middle East Center) считает крайне важным, что Комиссия подтвердила ранее поступавшие сообщения о применении в Сирии химоружия.

«Хотя комиссия подчеркивает, что не может определить, кто использовал химическое оружие, обстоятельства, очевидно, указывают на то, что это делал правящий режим», – говорит Саих.

По его мнению, не имеет никакого значения – какой вид боевых отравляющих веществ был использован, потому что «в соответствии с Конвенцией о химическом оружии запрещены «любые химикаты, которые за счет своего химического воздействия на жизненные процессы могут вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий эффект или причинить постоянный вред человеку или животным». Однако комиссия ООН должна прийти к однозначному выводу, что использованные в Сирии вещества не могут быть классифицированы как «средства борьбы с беспорядками» – слезоточивый газ, который, судя по всему, раннее использовался режимом Асада». 

Йезид Саих не исключает также, что в Сирии могли быть использованы отравляющие вещества, находящиеся в «серой зоне» международного плана – своеобразные гибриды между полицейскими и военными ОВ: не убивающие, но надолго выводящие из строя.

Чарльз Блэр

Чарльз Блэр, старший научный сотрудник исследовательского центра Федерация американских ученых (Charles Blair, Federation of American Scientists) уверен, что США не будут предпринимать никаких серьезных шагов до тех пор, пока в их распоряжении не появятся неопровержимые доказательства того, что режим Башара Асада использовал боевые отравляющие вещества.

«Единственный способ установить истину – допустить в Сирию инспекторов ООН, которые проведут соответствующие исследования и в случае подтверждения факта атаки, установят – кто использовал химическое оружие», – говорит он.

Блэр напоминает, что неспециалисты могут принять за химическую атаку, например, выбросы промышленных ядовитых веществ – в результате попадания ракет или артиллерийских снарядов.

Подобный сценарий возможен: напомним, что в 1984 году в результате аварии на заводе по производству пестицидов в индийском городе Бхопал погибли около 5 тыс человек.

По мнению Чарльза Блэра существует реальная опасность того, что химическое оружие попадет в руки негосударственных акторов, действующих в Сирии: «Некоторые из них явно не заинтересованы использовать это оружие, другие могут применить его для того, чтобы нанести максимальный ущерб режиму Башара Асада. Однако есть организации, например «Аль-Кайда» и ее союзники, которые могут попытаться использовать ОВ для борьбы с «западным колониализмом» за пределами Сирии – например, в Европе или Америке».

Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции, осуждающие любое использование химического оружия.