Что происходит на самом деле в Дагестане, с чем связан арест мэра Махачкалы Саида Амирова, как эта ситуация может отразиться в целом на процессы в РФ и чем вся эта эпопея может завершится, об этом в эксклюзивном интервью с geotimes.ge дагестанский политолог Александр Ибрагимов.
- Какая сейчас ситуация в Махачкале после ареста Саида Амирова?
- В Махачкале - абсолютное спокойствие, в городе чисто, транспорт работает, нет никаких войсковых усилений. Специально прошелся по центру города. Был на Ценральной площади. В правительстве республики Дагестан идет нормальная, повседневная жизнь. По внешним признакам можно определить, что жизнь нормальная. Повторяю, абсолютно спокойно в городе, предприятия работают.
- Хотя и были митинги в поддержку Амирова. Не так ли?
- Честно говоря, я этого не видел. Если до моего приезда было такое, не знаю. А сейчас все спокойно. Я специально проходил в те места, где можно искать напряженность, но такого нигде не было. В таких местах обычно стоять БТР-ы, усиленные блок-посты, вооруженные люди в касках, но такого нигде не заметил. На самом деле ничего такого нет. Вроде бы везде все тихо. Даже на Центральной площади, которая всегда очень усиленно охраняется, нет полицейских. Я был там в 15 часов, а это самый разгар дня. В общем, сейчас там обстановка такая.
- Поговаривают, что якобы Саид Амиров мог конкурировать с Рамазаном Абдулатиповым на выборах президента Дагестана и как раз поэтому и был арестован. Насколько верна такая трактовка?
- Могу сказать с полной уверенностью, что Саид Джапарович Амиров на самом деле в Дагестане человек знаковый, долгое время был мэром Махачкалы. Но, несмотря на это, точно могу сказать, эта не причина, что он мог претендовать на президентский пост и прочее. Он не претендовал на этот пост не во время правления Магомедали Магомедовича Магомедова, не - Мухи Гимбатовича Алиева и не - Магомедсалама Магомедалиевича Магомедова, хотя тогда у него позиции были сильны и он мог в этом учавствовать, но таких амбиций скорее всего не было. То, что и сейчас у него таких амбиций не было, связано и с тем, что на самом деле он физически это уже не может. Он передвигается на коляске и со здоровьем тоже не все в порядке. Так он человек крепкий, конечно, волевой и кресло мэра, которое он втечение 15 лет занимал, наверное, было для него политической вершиной.
- Поползли слухи, что якобы на должность мэра Махачкалы претендуют Гаджи Махачев и Хизри Шихсаидов. Насколько это соответствует действительности?
- Дагестан - республика со своими традициями. Я не думаю, что у Гаджи Махачева, который тоже является достаточно известным в Дагестане политиком, есть какие-то шансы на должность мэра, и Шихсаидов тоже может баллотироваться, но все зависит от того, как договорятся элиты. У нас же и структура определенно клановая. Должность мэра долгое время занимал даргинец. Сейчас президентом республики стал этнически аварец Абдулатипов. Я, честно говоря, не думаю, что должность мэра у даргинцев будет забирать. Хотя, там же выборы должны проводиться и они покажут, как все завершится. Скорее всего, все-таки, это же нормальные элиты и договорятся. Абдулатипов, ведь все-таки политик федерального масштаба. Он - сильная фигура. Человек очень грамотный и в Дагестане уважаемый. Он на самом деле хочет стабилизировать ситуацию.
- Одни как раз арест Амирова связывают с борьбой с клановостью, а другие – мафией. А как по-вашему?
- Я вам скажу следующее. Во-превых, мне не очень нравится, когда говорят про мафию. В ракурсе Кавказа все проще. Все-таки, у нас другие традиции. Вы сам с Грузии и это понимаете. Я немножко занимался историей мафии и здесь ситуация несколько другая. Я не стал бы называть, что это мафия. Существуют достаточно сильные и мощные кланы. Как правило, они из себя представляют наиболее уважаемые, скажем так, семьи тех или иных национальностей. Как правило, это люди вообщем-то заслуженные. В Дагестане, сейчас, если память не изменяет, конституционно закрепленных 13 национальностей и очень много народностей. Палитра тут очень большая. Те, которые имеют своих предсравителей в органах власти, таких -13. Самое многочисленное – это аварцы, потом даргинцы...
В Дагестане межклановой борьбы нет. В класическом смысле кланы у нас называются духовными данами. Они как раз между собой умеют договариваться. На самом деле в Дагестане идет другая борьба.
- А именно?
- Идет борьба там, скажем, между представителями исламского течения для определенного будущего Дагестана. Есть традиционное течение, а также имеются и представители другого течения. Кто-то их называет салафитами. Но факт остается фактом - то, что происходит в Дагестане больше имеет экономическо-духовную подоснову. Если мы говорим о салафитах, то на самом деле их позиции достаточно сильны. Есть среди них те, которые легально занимаются пропагандой своего учения (есть и такие, которые занимаются этим нелегально). Они проводят какую-то работу в селениях и горных регионах, но во власти их присутствие очень незначительное. Дагестан традиционно все-таки не исламская, а светская страна.
- По-вашему, как может завершиться история с арестом Амирова?
- Если у властей на руках не было бы достаточно доказанных и проработанных вещей, вряд ли они проводили такую масштабную операцию по задержанию Саида Джапаровича. Я не знаю, что ему предъявляют. Слухов ходят много. Мне очень важно, чтобы ваши читатели поняли одно. В Дагестане происходят интересные процессы, по которым можно, как в зеркальном отражении, увидеть то, что происходит на просторах огромной Российской Федерации. И от того, как они в конечном итоге вырулят ситуацию в Дагестане, многое будет зависет, что потом будет происходить в Российской Федерации.
Я думаю, что дело Амирова доведут до суда. Потому что, человека задержали. Мне сложно судить как потом будет, т.к.подследственный Амиров – инвалид первой группы, помимо того, что он парализован, у него еще целый рад соответствующих болезней. Поэтому, где его будут держать, сложно сказать. Мне кажется, что в конечном итоге, наверное, все-таки учитывая, что человек имеет государственные награды, после процесса либо будет помилован президентом, либо будет более какая-то мягкая форма содержания.