Избранный президент Ирана Хасан Роухани провел свою первую пресс-конференцию в Центре стратегических исследований при Совете по целесообразности.
Отвечая на вопрос о первых шагах в области экономики, победивший кандидат заявил, что на начальном этапе будет проведена работа по выявлению самых острых потребностей граждан, в частности, в плане снабжения основными продуктами, причем осуществляться это будет при тесном сотрудничестве с пока еще действующим прежним правительством. На втором этапе будет составлен план действий на несколько месяцев вперед, в котором главный акцент будет сделан на установление контроля над денежными средствами и их направление в производственный сектор.
Касаясь вопроса внешней политики, Роухани отметил, что сейчас, благодаря решению иранского народа, появились новые возможности для реализации взаимодействия на глобальном уровне, и это должно послужить интересам Ирана и других стран.
В ответ на вопрос о том, какими избранный президент видит отношения Ирана с арабскими государствами, он заявил: «Первостепенной внешнеполитической задачей моего правительства станет установление дружеских отношений со всеми пятнадцатью соседними государствами на основе взаимного уважения и общих интересов. Страны южной части Персидского залива имеют огромное стратегическое значение. Кроме того, мы связаны с ними братскими узами. В Саудовской Аравии находится главная мусульманская святыня Кааба, и ежегодно сотни тысяч иранцев совершают к ней паломничество. В свою очередь, Иран посещает большое количество граждан Саудовской Аравии. Между двумя государствами осуществляется сотрудничество в самых разных областях. Я горжусь тем, что в 1998 году со стороны Ирана подписал с Саудовской Аравией соглашение по безопасности и надеюсь, что у нас будут хорошие отношения с этой страной».
Читайте также: Дайте Ирану шанс
Затрагивая сирийский вопрос, седьмой иранский президент подчеркнул, что решение нынешнего кризиса полностью зависит от сирийского народа, но выразил свое несогласие с террористической активностью в этой стране, гражданской войной и вмешательством в сирийский конфликт других стран. Роухани выразил надежду на то, что при региональном и мировом партнерстве разных стран в Сирии вновь установится мир и спокойствие, и сирийский народ добьется поставленных целей.
На первой пресс-конференции избранного президента также была затронута и ядерная проблема Ирана. В связи с этим Роухани отметил, что уже прошло то время, когда Иран мог приостановить обогащение урана, и что в его распоряжении - масса способов завоевание доверия иностранных государств. Вместе с тем, новый глава иранского правительства напомнил, что еще в 2005 году, когда он был главным переговорщиком по ядерной проблеме, он достиг соглашения по продолжению обогащения урана в Иране с президентом Франции Жаком Шираком, однако окончательно решить этот вопрос помешала Великобритания, которая отстранилась от переговоров под давлением США.
Большой интерес собравшихся вызвали вопросы, заданные журналистом газеты Iran-e sepid («Белый Иран»), единственного в Иране и во всем мире издания для слепых, выпускаемого на рельефно-точечном тактильном шрифте Брайля. Первый из них касался отставки опытных руководителей прежнего правительства, а во втором поднималась проблема государственной поддержки инвалидов. Отвечая на первый из них, Роухани обещал оставить на своих местах тех чиновников, которые за восемь лет работы под руководством прежнего правительства доказали свою компетентность и исполнительность. «Но я не отвечаю за тех, кто оказался в государстве без билета», - в метафорической форме заявил он, сорвав аплодисменты присутствующих, - «Это их собственная вина». Избранный президент также подчеркнул, что у Ирана было и есть достаточно внешних врагов, и что усилия национальной дипломатии должны стремиться к тому, чтобы они склонили голову перед иранским народом, а не грозили ему своим оружием. «Участие в выборах президента Ирана 72% всех граждан страны, а также всеобщее ликование после объявления результатов станут залогом мощи нашего государства. Враги увидят эту мощь и откажутся от своих прежних планов». Отвечая на второй вопрос о государственной поддержке граждан с ограниченными возможностями, Роухани признал, что помощь инвалидам является человеческим и мусульманским долгом нового правительства и, разумеется, станет одной из прерогативных задач в его работе.
Также по теме: Иранская внешняя политика после выборов
Возможность задать вопрос новому президенту Исламской республики получил даже корреспондент телеканала ВВС, сотрудники которого в Иране сталкиваются с определенным препятствиями в своей работе. Отвечая на вопрос журналиста о перспективах возобновления дипломатических отношений между Тегераном и Лондоном, Роухани заявил: «Мы действительно имеем сложности во взаимоотношениях с некоторыми странами. Целью моего правительства будет решение этих проблем на основе взаимного уважения и с учетом соблюдения прав иранского народа при соблюдении обоюдных интересов. К решению вопросов мы будем подходить благоразумно, и отношения с Великобританией не являются исключением».
Не осталась в стороне и проблема ирано-американских отношений. Комментируя свое видение данной проблемы и, в частности, возможность официальных двусторонних переговоров Тегерана и Вашингтона, новый иранских президент подчеркнул, что это чрезвычайно болезненный вопрос, и он требует тщательного обдумывания. Он также заявил: «Это старая рана, и чтобы ее вылечить, необходимо действовать предусмотрительно, но мы, разумеется, не намерены продолжать конфронтацию». По словам Роухани, законы здравого смысла диктуют, что оба государства – Иран и Соединенные Штаты – должны больше думать о будущем и стараться решить прошлые проблемы. Вместе с тем, условием любых переговоров должно стать взаимное уважение и соответствующие условия. «В Алжирской декларации об урегулировании претензий правительства Соединенных Штатов и правительства Исламской республики Иран от 1981 года, - продолжил президент, - американцы обязались не вмешиваться во внутренние дела Ирана, признать его законные права, в том числе и на ядерные разработки, а также не действовать против Ирана в одностороннем порядке. Условия для прямых переговоров должны создаваться на этой основе, однако следует помнить, что новое правительство намерено отстаивать законные права иранского народа. Мы готовы уменьшить напряженность, и если мы увидим доброе отношение к себе, то можно будет подумать и о прямых переговорах».