Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Игры - это идеальное место для великолепных рассказов

© bungie.netСкриншот игры Halo: Reach
Скриншот игры Halo: Reach
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Есть люди, которые утверждают, что игры - это не та среда, в которой можно вести повествования и рассказывать истории. Указывая на то, что в мире очень мало игр, ставших основой для литературных произведений, сторонники такой точки зрения говорят, что игра является\\\\неподходящим местом для словесных повествований. Но это совершенно неправильный аргумент.

Есть люди, которые утверждают, что игры - это не та среда, в которой можно вести повествования и рассказывать истории. Указывая на то, что в мире очень мало игр, ставших основой для литературных произведений, сторонники такой точки зрения говорят, что игра является неподходящим местом для словесных повествований. Но это совершенно неправильный аргумент, и выдвигающие его люди не понимают, что игра может стать абсолютно новой формой повествования, причем более убедительной и мощной, чем любая другая.

Главное здесь - это интерактивность. Конечно, это слово используется чрезмерно часто, и его обычно связывают с такой деятельностью, когда геймер жмет изо всех сил двадцать раз подряд на кнопку «Старт» и при этом оглушительно орет в микрофон «ОГОНЬ! ОГОНЬ!» подобно надломленному миллиардеру Алану Шугару (Alan Sugar). Но интерактивность одновременно намного проще, поскольку для продолжения истории достаточно нажать клавишу пробела, и гораздо сложнее, так как ваши действия могут определить судьбу вселенной.

Такие интерактивные повествования грубо делятся на три категории. Есть игры, желающие рассказать вам собственную историю и просящие вас выполнить определенные задачи, чтобы эта история была рассказана. Есть игры, где сюжетная линия может пойти по разным направлениям, и они дают вам возможность  выбрать, каким путем лучше следовать. А есть игры, являющиеся неким начальным шаблоном, исходя из которого, вы можете рассказать собственную историю. Я смею утверждать, что все три категории являются исключительными.

Первую категорию критиковать легче всего. Но такая критика очень редко бывает справедливой. Писатель написал рассказ, и он хочет, чтобы вы его услышали. Рассказ этот линейный, игрок на него никак не влияет, и его окончание всегда одно и то же, что бы вы ни делали. Так почему бы вместо этого просто не прочесть книгу? Или не посмотреть фильм? Зачем запихивать это в игру?

Читайте также: Игровой журналистике пора взрослеть

А затем, что когда такой рассказ излагается в ходе игры, он превращается в нечто большее. Он становится, пожалуй, чем-то особенным. Говорим ли мы о приключении, которое начинается с наведения курсора и нажатия кнопки мышки, или ведем речь о «коридорной стрелялке», столкнуться с повествованием в игровой среде - это важный момент. Это ни в коей мере не равноценно переворачиванию страниц в книге – ведь речь идет о личном участии в событиях, о посредничестве, хотя твои действия никак не влияют на ход повествования. Оказывается, внести изменения в ход повествования далеко не так важно, как кажется людям, когда речь идет об участии в процессе.

starcraft 2


Лучшие приключенческие игры с сюжетом демонстрируют это весьма наглядно. Это за прошедшие 30 лет доказали многие, от LucasArts в 1990-е годы и Funcom в 2000-е до многочисленные сегодняшних компаний. Вы непосредственно участвуете в разгадке тайн, ведете беседы, дающие новые разгадки и открытия, взаимодействуете с миром и познаете его историю. Или взгляните, скажем, на серию игр Thief. Там будущее неизменно, а вот ваш путь по этому игровому миру многовариантен. Вы не формируете будущее, но оно позволяет вам участвовать в повествовании, выслушать историю самыми разными способами, стать ее частью и принять участие в тех процессах, которые в этой игре происходят. Такое участие невозможно проигнорировать, и в результате многие игровые истории становятся намного убедительнее. Такие истории на экране и в печати будут выглядеть не очень хорошо, и вызвано это тем, что создаются они как раз для такого уникального участия.

Вторая категория является развитием первой (конечно, как и в эволюции, развитие безволосых обезьян отнюдь не означает, что обычных макак больше не существует). Это история с множественными путями и с многочисленными возможными окончаниями. Здесь мы однозначно уходим от представления о том, что в виде книги или романа такие вещи получат лучшее воплощение (или хотя бы равноценное). Здесь игрок сам определяет свои впечатления. Пожалуй, это можно сравнить с детской книгой-игрой «Выбери себе приключение», но на самом деле, это несопоставимые вещи.

Также по теме: Развивающие игры - это «липа»


Здесь мы в конечном итоге все равно связаны границами того рассказа, который хочет поведать нам создатель игры. Но это не так уж и плохо. Рассказать людям чью-то историю – это и есть суть литературного повествования, и эта суть сохраняется на протяжении тысячелетий. Обычно мало кому нравится, когда кто-то встает и начинает командовать по ходу пьесы, однако смотреть представление «вживую» - все равно огромное удовольствие. Здесь мы можем влиять на то направление, в котором будут развиваться события, и при этом никто не будет просить нас покинуть зал через пожарный выход.

Возьмите такие игры, как Dragon Age, Knights Of The Old Republic или самые разные игры компании  BioWare. Или Deus Ex, The Witcher 2, Fallout 3 и т.д. и т.п. Конечно, в основном  это должны быть ролевые игры. Происходящее в этих играх заранее предопределено, но в них имеется достаточно разнообразия, чтобы вы смогли проложить через их сюжет свой собственный путь, который кажется уникальным. Настолько уникальным, что ваши решения напрямую влияют на направление действий и движения, а зачастую и на развязку. Потом вы можете поговорить с кем-то еще, и вас удивят их впечатления: то, что они увидели и нашли то, чего вы в этой игре не знали или не заметили, и наоборот. Не существует ничего другого, что может предложить вам подобного рода повествование, кроме игр. Действительно, не все эти рассказы в состоянии соответствовать высоким стандартам и достичь классического статуса в других формах. Но это просто обычное лицемерие, когда вы пытаетесь судить о таких играх, убрав из них исключительно  важный компонент – себя.

Теперь мы перейдем к третьей категории, которая появилась на свет позже всех остальных, но является самой интересной и перспективной. Это миры в песочнице – игры, дающие вам общее направление и декорации, набор участников, жанр и несколько важнейших ограничений. А затем они предоставляют вам возможность  самому писать сюжет.

Сайт игры World of Warcraft: Cataclysm


Читайте также: 10 жутких городских легенд геймеров


Список таких игр постоянно увеличивается, и пожалуй, нет игры более популярной и понятной, чем Minecraft. В этом примере есть все возможные аспекты. Это и простая игра с одним игроком, и бесцельная бродилка, и игра с различными возникающими ситуациями, когда надо приспосабливаться, строить, создавать и исследовать. Это и исключительно  современная игра в игре, где геймеры создают свои собственные системы, в которых можно столкнуться с тем или иным игровым сюжетом и повествовательной линией. Сила этой игры слишком быстро и легко забывается благодаря ее ошеломляющему успеху. Это совершенно новый тип повествования, недоступный другим средам. Да другие среды и не будут никогда пытаться подражать ему, и получить от него полное впечатление в состоянии только те, у кого невероятно богатое воображение – как у детей.

На самом деле, такие игры, как Minecraft, возвращают нас в то золотое время, когда мы могли создавать вокруг себя вымышленный мир, а затем исследовать и менять его по своему желанию. Это та форма рассказа, которую мы все когда-то знали, но затем забыли. А теперь она к нам вернулась.

Или возьмите игру Eve Online. Каковы бы ни были первоначальные замыслы ее авторов, она превратилась в нечто намного большее. Это целый космос – в буквальном смысле – и в нем мы можем вести свое собственное изощренное эпическое повествование. Макиавеллиевские сценарии, какие не под силу никакому сценаристу, разыгрываются в придуманных пользователем обстоятельствах. В игре участвуют тысячи других персонажей, каждый из которых впечатывает свой рассказ в ваше повествование. Возможности игры ошеломляют, и это уникальный шаг в игровом мире. Такую историю посредством кино, литературы, лекции и т.д. рассказать невозможно и просто немыслимо, не говоря уже о производстве «чего-то лучшего».

Также по теме: Игра Eve Online имеет самых преданных поклонников

Такие игры дают нам в руки холст и палитру, а также некие границы, чтобы нам хватило смелости начать рисовать. Играть в них можно в одиночку и в компании. Это совершенно новое и почти неизведанное пространство, которое получает дальнейшее развитие и обретает растущую популярность по мере того, как разработчики начинают понимать, как предоставить пользователю такую площадку. Они берут нелепые и громкие слова типа «неожиданно появляющийся», а потом наполняют их смыслом.

Игры - это идеальное место для великолепных рассказов. Это могут быть и классические сказки, известные миру много веков, которые приобретают эпический характер, подчиняясь необузданному полету фантазии. Либо же это может быть абсолютно новая форма рассказа, который игрок рассказывает себе самому задним числом, складывая воедино те события, через которые он прошел. Это довольно забавно, но при помощи таких же средств мы складываем воедино то словесное описание, при помощи которого истолковываем собственную жизнь.  Игры вскрывают нечто поистине человеческое, чего не может передать ни одна другая художественная форма.