Учитывая повсеместное проникновение ресторанов McDonald’s, трудно себе представить, что до 1981 года гамбургеры в Пакистане были никому не известны.
Вот что говорит менеджер первой в Пакистане сети ресторанов быстрого питания Mr. Burger Аршад Джавад (Arshad Jawad): «Хотите верьте, хотите нет, но многие люди в то время не знали, что такое сыр. Когда мы клали на булочку кусок сыра, они смотрели на нас и задавали вопросы о том, пластмасса это или резина.
Когда в Карачи открылся ресторан Mr. Burger, первоначальная реакция на него была неоднозначной. Для людей, бывавших на Западе, ничего особенного в этом не было. Но многие посетители просто не знали, что такое гамбургер, и как его едят.
«Когда мы делали бургеры, люди спрашивали: «Как вы это едите? Нам нужна ложка, нам нужна тарелка». Поэтому нам приходилось учить их. Мы говорили: «Смотрите, это обертка. Беретесь за обертку, осторожно ее вскрываете и едите», – с усмешкой вспоминает Джавад.
Тогда сходить в ресторан и съесть гамбургер было целой историей, и многие люди до сих пор вспоминают свои первые тайные свидания в Mr. Burger.
Читайте также: Пакистан снял запрет на YouTube - на 3 минуты
Но вскоре к этой диковине привыкли, и дело пошло. Mr. Burger стал популярен.
Для некоторых.
Долгие годы среднестатистический пакистанец из рабочего или из среднего класса не мог себе позволить посещение Mr. Burger. Поэтому «бургерами» стали называть молодую городскую элиту с западными привычками и стилем жизни, которая училась в дорогих школах, говорила на английском, а не на урду, и предпочитала местной кухне бургеры. Их высмеивали, над ними издевались из-за того, что они потеряли связь с основами пакистанского общества.
Кое-кто говорит, что кличку «бургер» впервые придумали авторы телевизионной комедии под названием «Семья Бургеров», повествующей о богатой пакистанской семье, которая обрела западные привычки.
А местная группа Young Stunners недавно написала песню в стиле рэп, которая называется «Бургеры Карачи». В ней поется о типичном бургере, который носит обтягивающие джинсы и кроссовки Nike, пользуется смартфоном и является обладателем американской грин-карты.
Также по теме: Америка по-прежнему нация фастфуда
Один из рэперов школьного возраста по имени Талха Анджум (Talha Anjum) говорит, что бургер - это человек, который хочет быть тем, кем не является.
Если вы послушаете песню «Бургеры Карачи», вы поймете, что мы не смеемся над людьми, – рассказывает он. – Это просто сигнал о том, что надо быть самим собой в отношениях с окружающими тебя людьми. Не стоит осуждать других, если у них нет модной майки».
Хоть бургеров и высмеивают за то, что они пытаются изображать из себя кого-то, они недавно сплотились. Раньше городская элита обычно сторонилась политики. Но на прошедших в прошлом месяце выборах она сплотилась вокруг бывшего игрока в крикет Имрана Хана (Imran Khan), воспользовавшись своим богатством и доступом к СМИ, чтобы помочь его партии «Техрик-е-Инсаф». Эта партия стала второй по набранному числу голосов. Член избирательного штаба партии Мисбах Халид (Misbah Khalid) говорит, что неплохо, когда на твоей стороне «бургеры».
«Потому что сейчас они становятся хозяевами страны. Сейчас люди из этих классов владеют Карачи, владеют Пакистаном. Так что я думаю, это большое достижение, поскольку нам нужны люди, знающие внешний мир и являющиеся, как мы говорим, «интеллектуалами»», – заявляет она.
Распространение термина «бургер» вызвало появление противоположного термина – «бан кебаб». Бан кебаб – это дешевая доморощенная версия гамбургера, а делают его с чечевицей. Так что «бан кебаб» – это деревенщина по сравнению с «бургером».