После выбора Хасана Роухани президентом Ирана не прошло и недели, как начал таять лед дипломатических отношений этой страны с внешним миром. Уже само по себе это позволяет надеяться на радужные перспективы следующего раунда переговоров по ядерной проблеме.
Еще на стадии предвыборной кампании в Иране показывали рекламный ролик Роухани под названием «Шейх-дипломат». В нем были запечатлены моменты, когда в период руководства Роухани иранской делегацией на ядерных переговорах представители Великобритании, Франции и Германии стоят в очереди, чтобы пожать ему руку. После выборов эти государства первыми поздравили с победой избранного президента и выразили надежду на установление конструктивных отношений с мировым сообществом и решение таких ключевых вопросов, как ядерная проблема Ирана и сирийский кризис.
Экс-министр иностранных дел Великобритании Джек Строу так охарактеризовал в Daily Telegraph нового иранского президента: «Роухани – человек очень воспитанный, уважаемый и сознательный. Он часто улыбается, но при этом на него невозможно как-то повлиять». Кстати, самого Роухани иранские консерваторы очень часто критиковали за излишнюю любезность с бывшим главой британского МИДа.
В свою очередь, президент Франции Франсуа Олланд изменил свою прежнюю позицию и согласился с присутствием иранской делегации на Женевской конференции по Сирии. К тому же официальный представитель министерства иностранных дел этой страны Филипп Лальо заявил, что его страна убеждена в возможности дипломатического решения ядерной программы Ирана. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия, которая потребовала сократить санкции Запада против Исламской республики. Свое поздравление Роухани направил и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который, кроме этого, призвал Иран играть конструктивную роль на региональном и мировом уровне. Лидеры «большой восьмерки» также обратились к Роухани с просьбой улучшить отношения Ирана с мировым сообществом.
Продолжение переговоров после вступления в должность Роухани
«Мы готовы к переговорам с Тегераном», - объявил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Юкия Амано после победы Роухани на президентских выборах. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон точно также заявила о своем серьезном намерении сотрудничать с новым президентом Исламской республики в целях скорейшего разрешения дипломатическим путем ядерной проблемы Ирана.
Хотя Россия и Китай призывают возобновить переговоры с Ираном, вряд ли это удастся сделать при формальном сохранении прежнего иранского правительства вплоть до инаугурации президента Роухани, назначенной на 3 августа. Очевидно, иностранные участники переговоров условились продолжить обсуждение проблемы уже с новым правительством Ирана, которое должен возглавить бывший представитель Тегерана на ядерных переговорах. При этом кажется сомнительным, что главным переговорщиком с иранской стороны останется все тот же генеральный секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили, также баллотировавшийся на выборах президента. Такой вывод позволяет сделать то, что еще на предвыборных теледебатах оба политика продемонстрировали свои разные позиции по ядерной проблеме. В целом, прошлые и нынешние иранские руководители переговорного процесса жестко критикуют друг друга. Одни обвиняются в реакционности, другие в том, что так и не смогли достичь никакого результата.
Вероятно, именно по этой причине заместитель министра иностранных дел России выразил надежду на продолжение переговоров «шестерки» с Ираном после того, как Роухани официально вступит в свою должность.
Результаты выборов в Иране: недовольство Израиля и радость США
По всей видимости, сионистский режим недоволен результатами голосования в Иране, о чем неоднократно давал понять в течение прошедшей недели. На следующий день после победы Роухани израильская газета Haaretz в одном из своих аналитических обзоров написала: «С приходом к власти в Иране умеренного президента, задача Нетаньяху усложнится». В последующие дни израильские СМИ настолько увлеклись анализом сложившейся ситуации, что стали считать окончание президентства Ахмадинежада и победу на выборах Роухани основанием для новых антииранских мер Тель-Авива.
Несмотря на то, что Соединенные штаты и Израиль считаются союзниками по дипломатии, в отношении Ирана их позиции расходятся. Если еще до выборов Тель-Авив призывал к войне с Ираном, то Вашингтон предпочитал затягивать переговоры и вводить все новые санкции. Сейчас у союзников опять нет единого мнения. Спустя всего лишь несколько часов после объявления результатов голосования в Иране Белый дом заявил: «Мы уважаем решение иранского народа и поздравляем его». Вслед за этим глава администрации Белого дома Денис Макдана в интервью телеканалу CBN сказал, что «победа на выборах Роухани потенциально вселяет надежду».
Между тем, британская Guardian написала, что с избранием президентом Роухани наступило время изменения позиции США в отношении Ирана. Еще дальше пошел один из бывших участников переговорного процесса Хусейн Мусавиян, который заявил арабской газете Al Monitor, что президент США Барак Обама должен поздравить Роухани с победой на выборах и сделать акцент на продолжении ядерных переговоров.
С другой стороны, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи в интервью ливанскому телеканалу Al Mayadeen сообщил о косвенных намеках США начать с Ираном двусторонние переговоры и отметил, что благодаря приходу к власти Роухани, в отношениях Исламской республики с Западом будут созданы новые стимулы.
Все эти сообщения позволяют разным СМИ как в Иране, так и за его пределами допускать вероятность прямых переговоров Тегерана и Вашингтона после официального начала президентства Роухани. Некоторые журналисты берутся даже утверждать, что «Хасан и Хусейн», то есть Хасан Роухани и Хусейн Барак Обама, пожмут друг другу руки. (Кстати, религиозные по природе иранцы связывают образы Хасана и Хусейна с внуками и преемниками пророка Мухаммеда, вторым и третьим шиитскими имамами.)
Перевод с персидского Тарасовой Светланы.