В интервью иранской газете Etemad Хешматолла Фалахатпише, член комиссии по национальной безопасности и внешней политике Исламской республики, сообщил о том, что Запад дает новому правительству Ирана зеленый свет и поэтому новые санкции вводиться не будут, а прежние приостановят свое действие. Учитывая легитимность правительства нового президента Хасана Роухани, обеспеченную большим количеством отданных за него голосов избирателей, парламентер подтвердил возможность достичь с западными странами соглашения по поводу ядерной проблемы Ирана. Нынешнюю кризисную ситуацию Фалахатпише назвал результатом радикальной позиции правительства переизбранного президента Ахмадинежада, однако предостерег будущую власть не верить «пустым обещаниям» Запада.
Etemad: Принимая во внимание проблемы, созданные для нашей страны из-за ядерной программы, а также на трудные взаимоотношения с некоторыми другими странами, какими, на ваш взгляд, должны стать прерогативы внешней политики нового иранского правительства?
Хешматолла Фалахатпише: Учитывая реально сложившуюся ситуацию, я полагаю, что отношения необходимо налаживать одновременно на приграничном, региональном и мировом уровнях. Первой и главной задачей является урегулирование наших связей с соседними государствами. Например, если в полном объеме будет задействован потенциал наших сухопутных и водных границ, правительство получит больше возможностей для реализации своих внешнеполитических задач. В Министерстве иностранных дела Ирана и его посольствах в соседних странах необходимо определить те факторы, которые негативно влияют на развитие двусторонних отношений, и таким образом стремиться к разрядке напряженности. Особое внимание при этом необходимо уделить Турции и некоторым арабским странам, перспективу взаимоотношений с которыми необходимо серьезно осмыслить. Второй задачей является развитие региональных связей. Ввиду враждебной политики некоторых внерегиональных государств и кризисной ситуации в самом ближневосточном регионе Исламская республика оказывается во все большей изоляции. Поэтому нам необходимо активизировать свои усилия в этой области, а также играть более миролюбивую роль в региональных проблемах, в частности, в Бахрейне и Сирии. Не секрет, что некоторые ближневосточные страны, такие как Турция, Катар и Саудовская Аравия, предполагали, что смогут управлять политическими процессами в регионе, однако у них не хватило для этого достаточного опыта. Сейчас эти страны готовы сотрудничать с новым правительством Ирана, надеясь с его помощью решить острые региональные проблемы. Третьей задачей должно стать урегулирование отношений с внерегиональными государствами. Общее мнение дипломатов, аналитиков и журналистов всего мира состоит в том, что пришло время положить конец санкциям против Ирана.
- Тем не менее совсем скоро планируется ввести новые международные санкции. Считаете ли вы, что новое правительство сможет их остановить?
- Это зависит от того, какую игру мы будем вести. Иранский народ доказал свою твердость и выбрал такого президента, который выступал с лозунгами перемен, касающихся в том числе и внешней политики. Новое правительство должно воспользоваться возникшим у иностранных государств благоприятным отношением к Ирану для решения ядерной проблемы. Главное то, что можно извлечь огромную пользу из той поддержки, которую оказали Роухани на выборах как простые граждане, так и весомые политические фигуры. В этом смысле Роухани может воспользоваться потенциалом бывших иранских президентов-реформаторов Хашеми-Рафсанджани и Хатами, а также переизбранного консерватора Ахмадинежада и использовать их авторитет в самых разных внешнеполитических областях. В конце концов, столь активное участие граждан на президентских выборах 14 июня, колоссальное число голосов, отданных за нового президента Роухани, и его новая мягкая доктрина внешней политики заставили западных экспертов и даже политиков признать тот факт, что против Ирана больше нельзя вводить санкции. Таким образом мировое сообщество должно стремиться к новому взаимодействию с Исламской республикой. Одним словом, позитивную реакцию иностранных государств на победу Роухани следует использовать как козырь для решения внешнеполитических проблем.
- То есть вы считаете, что новые санкции, принятые против Ирана, не вступят в силу?
- Сейчас санкциям пытаются придать новую сущность, заменив их, с одной стороны, резолюциями Совета Безопасности и, с другой стороны, - нововведениями в национальное законодательство стран, в частности, Соединенных штатов Америки. На мой взгляд, это некая игра. Пока не приняты серьезные меры по отмене санкций, Исламская республика должна решительно продолжать реализовывать свою ядерную программу. Ведь это диктуют делать законы, принятые иранским парламентом, и Роухани обязан им подчиняться. Важно, чтобы до инаугурации нового президента группа «5+1» дала Ирану побольше «зеленого света», то есть не вводила в силу новые санкции и приостановила те, которые были приняты ранее.
- Вы сейчас упомянули о связи формирования нового правительства с изменением отношения к Ирану иностранных государств. Можно ли сделать вывод о том, что негативное представление о нашей стране вызвано действиями девятого и десятого правительств под руководством Ахмадинежада?
- Ошибочно думать, что Запад и наши враги изменили свое отношение к Ирану и его правительству. Они продолжают думать о нас то же, что и прежде. Тем не менее они признали активное участие иранского народа в президентских выборах и его решение о том, кто должен возглавить национальное правительство. Осознав это, враги Ирана вынуждены капитулировать, хотя это их совсем не радует. Они надеялись, что иранский народ бойкотирует эти выборы или что сразу после них будут развиваться события на подобие тех, которые последовали после президентских выборов в 2009 году. Однако иранские власти и кандидаты на пост президента провели выборы так, что их результат стал козырем для Ирана. Наши враги должны признать это и уже сейчас они говорят о перемирии. Роухани должен признать эту реальность и воспользоваться ею.
- Вы сейчас упомянули о решении иранского народа, которое должно заставить врагов капитулировать. Означает ли это то, что давление Запада в последние годы было обусловлено отсутствием у прошлого правительства народной поддержки?
- Поддержка внутри иранского общества не играла существенной роли в давлении Запада на правительство Ахмадинежада. К сожалению, правительства, возглавляемые им в течение первого и второго президентских сроков, придерживались радикальных взглядов на внешнюю и внутреннюю политику, именно они вызвали недовольства ряда стран из нашего ближайшего окружения. Однако новое правительство Роухани может воспользоваться широкой общественной поддержкой для духовного преобразования прежнего корпуса внешней политики. Вероятно, вы помните, что радикальная позиция Ахмадинежада, заявленная им сразу после прихода к власти, лишила нас многих возможностей и настроила против нас мировое сообщество. На мой взгляд, такая позиция была не целесообразной и шла вразрез с национальными интересами страны. В конце своего президентского срока Ахмадинежад попытался продемонстрировать, что придерживается более умеренных взглядов и готов идти на уступки, однако в дипломатии не принято делать ставки на того, кто вскоре покинет свою должность. Сейчас Роухани готовится вступить в новую для себя должность президента страны и он обладает огромной властью для руководства внешней политикой. Новый иранский президент, опираясь на возникшую в ходе выборов мобилизацию политических сил и свою умеренную внешнеполитическую позицию даже к врагам Ирана, таким как США, вправе воспользоваться создавшейся ситуацией.
- Вы полагаете, что именно улучшение отношений с внешним миром сократит требования Запада в отношении ядерной программы Ирана или же, напротив, мы сами должны пересмотреть свою прошлую позицию?
- Я убежден, что в отношении Запада к Ирану не произошло никаких перемен в моральном плане. Перемены имеют чисто политический характер и вызваны авторитетом, завоеванным правительством в ходе последних выборов президента. Результат этого голосования упрочил позиции Ирана на ядерных переговорах. Кстати, еще второй саммит в Алма-Ате, посвященный ядерной проблеме Ирана, показал, что западные государства ждут результатов выборов президента в нашей стране. Сейчас благодаря итогам выборов Иран получил новую мощь и он может гораздо легче добиваться соглашения по своей ядерной программе. Это соглашение вполне вероятно, к тому же позиция Роухани свидетельствует о том, что он не допустит крайностей. Новый иранский президент и его правительство, естественно, намерены отстаивать права своего народа на ядерную энергию, но также будут создаваться условия для международного соглашения по этому вопросу.
- Согласится ли Иран с требованием Запада прекратить обогащение двадцатипроцентного урана и возобновить инспекцию ядерного объекта Парчин?
- Когда они официально признают права Ирана на ядерную энергию, все вопросы будут урегулированы. Исламская республика стремится получить технологии ядерного топлива, а топливо с большей степенью обогащения, в соответствии с международными законами, следует оставлять в Иране. Если будут соблюдены эти условия, я считаю, что Иран сделает все необходимое для взаимного сотрудничества.
- Кроме санкций и ядерного досье, другими аспектами внешней политики Ирана в последние годы стало предоставление особых преимуществ России и Китаю. Существует ли вероятность того, что улучшение отношений с Западом повлияет на интересы России и Китая в Иране?
- Приход к власти Роухани вовсе не разрывает наших отношений с Россией и Китаем, а, наоборот, делает их более взаимовыгодными. Мы нисколько не сомневаемся, что Россия и Китай относятся к Ирану гораздо лучше, Запад, и в разное время они старались препятствовать ухудшению ситуации, в которой оказалась наша страна. Однако, на мой взгляд, теперь Ирану нет необходимости для осуществления своих целей предоставлять этим двум странам особые преимущества. Конечно, нельзя забывать, что во время президентства Хатами Запад лишь на словах выступал за сотрудничество с Ираном. Во взаимоотношениях с Западом правительству Роухани предстоит четко отделять ложь от истины. Нам следует помнить, что там многие недовольны результатами выборов президента в нашей стране и тем новым духом, который благодаря им получил строй Исламской республики. Новому президенту Ирана тоже важно держать это в уме.