Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мы высокомерны или покорны, но, как правило, не отличаемся чувством собственного достоинства

© коллаж ИноСМИФлаги Эстонии и России
Флаги Эстонии и России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В окончательной договоренности по новому эстонско-российскому договору о границе совершенно абсурдно видят чуть ли государственную измену, хотя любому способному немного пристальнее взглянуть на картину безопасности, становится ясно, что именно легализация границы напрямую отвечает интересам Эстонии, а сегодня и России.

Как всегда, есть люди, которые в каждом позитивном шаге или продвижении на российском направлении видят угрозу безопасности и нанесение ущерба интересам государства. Так, в окончательной договоренности по новому эстонско-российскому договору о границе совершенно абсурдно видят чуть ли государственную измену, хотя любому способному немного пристальнее взглянуть на картину безопасности, становится ясно, что именно легализация границы напрямую отвечает интересам Эстонии, а сегодня и России.

С другой стороны, находятся и такие, которые хотят чуть ли не полной капитуляции таких конституционных положений эстонской государственности, как государственная правопреемственность, самостоятельная государственная оборона или политика гражданства. Уступки по этим вопросам некоему государству с темным фоном открывают якобы путь к счастливому будущему и процветающим отношениям с востоком.

Российскую политику Эстонии характеризует странная биполярность, где рациональную и спокойную линию тянет то влево, то вправо бремя прошлого, старые распри и неуверенность в себе. Мы или высокомерны или покорны, но, как правило, не отличаемся чувством собственного достоинства.

Спешу отметить, что при достижении больших внешнеполитических целей в период после восстановления независимости подобная биполярность могла сыграть позитивную роль. Задачей Эстонии было вырваться из объятий империи и развиваться легально, экономически и особенно ментально как естественная часть западного мира.

Легально и экономически мы до этого дошли. Но мне все больше кажется, что над ментальным развитием нам придется еще немало потрудиться. Вульгарные социологи говорят об определенном пост-коммунистическом похмелье во всей Восточной Европе. В Эстонии это отражается в неуверенности в себе. Российская политика Эстонии, словно отношения алкоголика с вином. Он или вообще не пьет или притворяется, что России не существует и играет в «чисто» западное государство с только западными интересами или политикой.  Или примет пару рюмок и становится запойным пьяницей – любые позитивные изменения на российском направлении для него словно распродажа всех национальных интересов и покорность.

Ключ к развитию разумных российских отношений кроется в большой мере в укреплении нашей веры в себя. До тех пор, пока эстонцы опасаются, что независимость Эстонии – явление временное, или, как говорили большевики, «контрреволюционная ошибка», до тех пор эстонско-российские отношения будут как болтаться из стороны в сторону как маятник между крайностями «высокомерия-покорности».
 
Долг граждан перед своим государством – уважать свое государство

Часть эстонской внешней политики занята попытками изменить Россию. На сегодня даже английским коммунистам, не говоря уже об общественности Эстонии, должно быть ясно, что Россия не разделяет европейских ценностей, касающихся демократии и прав человека.

Мы могли бы уяснить и что если мы искренне хотим помочь России в этих вопросах, то вместо поучений достаточно в подобной ситуации просто показывать хороший пример. Старая мудрость говорит, что нужно не бояться изменять вещи, которые можно изменить. Не стоит также забывать, что если все пострадавшие от коммунизма государства все еще болеют комплексами, доставшимися им от предыдущих поколений, то почему бы не проявляться этим комплексам, и даже еще в более острой форме, и в России.

Россию не нужно пробовать изменить, мы можем по мере возможностей помочь ей измениться. Для этого следует прежде всего заняться доказательствами своего укрепления, развития и успешного построения моделей развития, базирующихся на ценностях. 

Немного банально в этом контексте может прозвучать старая расхожая фраза: уважай себя и тебя будут уважать. Однако мне кажется, что на этой основе можно развивать учитывающие реальные обстоятельства, сберегающие и защищающие основные ценности эстонско-российского общения, а на деле любого внешнего общения.

В последние месяцы многие, например, эмоционально критиковали парламентария Марко Михкельсона за запуск переговоров о границе, президента Ильвеса за то, что он не встретился с патриархом Кириллом и премьер-министра Ансипа за то, что он с патриархом встретился. Договором о границе мы якобы что-то отдаем, встреча с Кириллом якобы низкопоклонство перед удлинением руки Кремля, а несостоявшаяся встреча означает чуть ли не отказ от исторической возможности  улучшить отношения.

Все эти комментарии исходят по своей сути из предубеждений (если не сказать из комплексов неполноценности), что эстонские законные руководители государства  не способны или не умеют представлять народ Эстонии в интересах внешней политики Эстонии.

У руководителей эстонского государства есть не только конституционное право, но и обязанность представлять Эстонии наилучшим, по их разумению, образом, а долг граждан перед своим государством уважать свое государство. Разумеется, руководителей государства следует контролировать и критиковать.  Но до тех пор, пока мы не избавимся от отношения, что законно избранные руководители государства a priori настроены на нанесение ущерба интересам государства, очень сложно проводить успешную и вызывающую доверие внешнюю политику.

О Леннарте Мери как-то сказали, что он во многом отличается от среднего эстонского политика, но прежде всего в одном. А именно, для него было неважно, кто его в обществе уважает, а важно, кого уважает он. Эстонцам пора перенять эту черту в отношении к своему государству.

Мы успешный, свободный и независимый народ. Если мы хотим быть успешными в трудных внешнеполитических сношениях, то прежде всего должны быть дружественным, уважающим себя и государство народом. Если главным станет вопрос, что мы думаем о мире, а не наоборот, то сможем изменить и мир.

Перевод: Алексей Архипов.