Сообщения о Femen уже которую неделю всплывают во всех СМИ. Причем, дело еще далеко от завершения, несмотря на приговоры трем европейским активисткам, которые обнажились перед тунисским Дворцом правосудия: апелляционный процесс был назначен на 21 июня, а затем перенесен на 26 июня.
Каким бы ни был исход этого разбирательства, Femen нужно в любом случае поблагодарить за то, что они вынесли на первый план важнейший вопрос интерпретации феминизма и разнообразия его определений. Сейчас нам более чем когда-либо стоит задуматься о смысле этой совокупности политических, философских и общественных идей, тогда как представительницы самого зрелищного его выражения стремятся выйти далеко за его пределы и отдают предпочтение неофеминизму или «секстремизму».
Такие люди, как Каролин Фуре и Абдельвахаб Меддеб, безоговорочно поддержали действия Femen в Тунисе, опустив в своих заявлениях достижения почти целого века истории. Феминизм в мусульманском мире зародился вовсе не с появлением страницы в Facebook: он возник еще в 20-е годы прошлого века в Египте. Что касается Туниса, в начале ХХ века мыслитель и профсоюзный деятель Тахар Хаддад (он, кстати говоря, закончил исламский университет) выступал за участие женщин в политической жизни, а его работы послужили основой для реформаторского движения Хабиба Бургибы после провозглашения независимости страны.
Вообще зацикленность Femen на Тунисе вызывает недоумение. Дело в том, что в 1957 году там была утверждена равноправная юридическая система, которая, например, дает тунисским женщинам возможность получить развод на чрезвычайно выгодных условиях. В середине 1960-х годов в стране были подняты вопросы борьбы с дискриминацией в трудоустройстве и равной оплаты труда мужчин и женщин.
Разумеется, Тунису еще предстоит пройти долгий путь к настоящему равноправию полов и улучшению жизненных условий женщин. Но так обстоят дела практически во всех странах мира. Кроме того, экономическое положение и уровень технического прогресса в том или ином государстве вовсе не становятся препятствием для насилия над женщинами. Показатели европейских стран никак не назвать обнадеживающими: так, например, во Франции каждая четвертая женщина неоднократно подвергалась насилию в семье. К тому же, Франция — далеко не исключение: более трети женщин в США признали, что в тот или иной момент жизни стали жертвами изнасилования, физического насилия или домогательства со стороны партнера. К несчастью, в этот злополучный рейтинг насилия над женщинами может попасть любая страна.
Но давайте вернемся к той, что породила эту бурю страстей, юной Амине Субиб. Должна сказать, что многие женщины (причем, не всегда те, от кого этого ожидаешь) недовольны тем, что в Тунисе из этой девушки сделали настоящий символ борьбы за права женщин. Большинство тунисских феминисток полагают, что Амина только вредит их делу и работе в стране, где они медленно, но верно налаживают доверительные связи с женщинами и помогают им расширять свою деятельность. Вообще, никто не может сказать, в чем заключается настоящая цель Femen в Тунисе. Именно за это движение, кстати говоря, и критикуют больше всего.
Тунисские женщины прекрасно расслышали слова лидеров Femen о необходимости использовать обнаженную грудь как политическое оружие. Тем не менее, они не понимают идеологии этой организации и отстаиваемых ими революционных идей. Злые языки скажут, что вся программа этих активисток укладывается в несколько слов, которые написаны у них на груди, и что они больше ничего собой не представляют. В действительности же движение Femen в Тунисе стало любимым аргументом тех, кто хочет высмеять борьбу за права женщин.
Наконец, Амина вошла в число любимиц иностранной прессы, таких, как Лиина Бен Мхани, Алиаа аль-Махди и Хисри Али. Всех их в тот или иной момент представили как настоящих глашатаев арабских или африканских женщин. Эти уважаемые за границей активистки зачастую не вызывают у своих сограждан никаких чувств, кроме презрения. И дело не в том, что они смущают их своим поведением, а в том, что они лишь подпитывают стереотипы о южных женщинах и полностью перечеркивают их важнейшую роль в обществе и государстве. И какой ценой?
Седа Унисси, специалист по общественно-политическим вопросам, научный сотрудник Университета Париж-I и заместитель председателя Форума молодых мусульманок Европы (FEMYSO).