Со времени официального визита Александра Лукашенко в Киев прошло уже больше недели, однако российские эксперты продожлают его активно обсуждать. Причем в довольно показательном, хотя и привычном для России контексте.
Хотел бы обратить внимание на очень схожие между собой тезисы двух политологов: Андрея Суздальцева и Кирилла Коктыша. Их комментарии тем более интересны, что оба - известные и довольно редкие в РФ специалисты по Белоруссии. Ведь, как ни странно, несмотря на многолетнюю белорусско-российскую интеграцию, специалистов, которые бы занимались в России только белорусской проблематикой, почти нет. Кстати, оба эксперты - постоянные комментаторы белорусской службы Радио Свобода.
Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев на своем сайте пишет: »Многочасовой рассказ А. Лукашенко об отношениях с Москвой, бесконечные перечислении обид, которые накопилось за время многолетнего диалога с Кремлем, видимо, по мнению А. Лукашенко, должны были заложить основу для максимального сближения между Минском и Киевом на основе противостояния с Москвой. Сразу скажем, что это был рискованный шаг, так как (...) это была встреча двух больших хитрецов, которые не только заинтересованы в использовании друг друга против Москвы, но и не забывают куснуть и друг друга».
Очень похожую позицию занимает доцент Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Кирилл Коктыш. На сайте МГИМО он пишет:
«С точки зрения Лукашенко было бы очень предусмотрительно начать говорить о согласованной, если не общей, евразийской стратегии Украины и Белоруссии сейчас, когда «большая игра» с участием обеих стран еще только-только начинается».
По мнению К. Коктыша, раньше, когда через Белоруссию и Украину осуществлялся весь транзит российской нефти и газа в Европу, Минск и Киев были конкурентами. Но теперь ситуация изменилась.
«Теперь, после появления в России обходных нефте-и газопроводов, такого рода конкуренция теряет смысл. А это означает возможность сближения Минска и Киева и возможность выстраивания консолидированной позиции, в первую очередь, по отношению к России. Эта возможность сегодня настолько очевидна и прячет в себе настолько очевидные перспективы, что нет никаких сомнений, что оба президента, и белорусский, и украинский, в этой ситуации окажутся выше любых человеческих обид и будут действовать, исходя из политического расчета», - отмечает эксперт.
Прежде всего важно отметить характерное для обоих политологов россиецентричное видение мира. Президенты двух соседних стран впервые за почти четыре года провели двусторонние переговоры. О чем они могут говорить? Конечно же, об отношениях с Россией. Другие темы если и есть, то где-то там, на периферии внимания.
Второй общий момент - это подозрение в коварстве, в антироссийском сговоре. Никаких внешних признаков этого нет, но априори авторы уверены, что соседи только и думают, как бы сделать какую-нибудь пакость России.
Если же по существу, то у Лукашенко нет никаких оснований устраивать какой-то союз антироссийской направленности с Украиной. Сейчас Минск получает максимальные субсидии от России. Одна из причин такой щедрости Москвы состоит в том, чтобы на примере Белоруссии показать Киеву, какие выгоды он получит, если пойдет вслед за Минском. То есть продаст России свою газотранспортную систему, вступит в Таможенный союз, откажется от курса на европейскую интеграцию. Именно за это Москва поставляет Белоруссии дешевые нефть и газ, собирается строить новую нитку газопровода Ямал-Европа. И хотя А. Лукашенко во время визита в Киев говорил дежурные слова о желательности присоединения Украины к Евразийскому союзу, на самом деле официальный Минск больше заинтересован в сохранении геополитического статус-кво. Ведь это делает Белоруссию привилегированным союзником России. Со всеми вытекающими отсюда дивидендами.
Перевод: Светлана Тиванова.