Настоящий момент является судьбоносным, и Россия стремится воспользоваться им, усиливая свое влияние на восточных партнеров Европейского союза. В то же время Литва, начавшая председательство в Евросоюзе, также ощущает на себе более активные действия со стороны Кремля, утверждала президент Литвы Даля Грибаускайте 3 июля в своей речи в Европейском Парламенте.
«Сейчас судьбоносный момент, когда Россия стремится убедить восточных партнеров ЕС сблизиться с Таможенным союзом. В связи с экономическими трудностями Европа особенно занята внутренними проблемами. Поэтому третьим странам очень удобно расширять свое влияние на Востоке», — утверждала руководитель Литвы.
Тем не менее, Д. Грибаускайте — ветеран Брюсселя, пять лет занимавшая пост комиссара бюджета ЕС, уверяет, что Литва не собирается использовать председательство в европейском сообществе как платформу для ужесточения политики Европы в отношении Кремля и президента России Владимира Путина.
В то же время она подчеркнула, что встреча лидеров ЕС и шести бывших советских республик (Беларуси, Молдовы, Украины, Грузии, Армении и Азербайджана), которая пройдет в Вильнюсе в ноябре, станет основным акцентом председательства Литвы в Сообществе. По словам президента, с подачи Литвы другие лидеры ЕС стали дружелюбно принимать и относиться с расположением к «восточным партнерам», пусть некоторых из них в последнее время обвинили в склонностях к авторитаризму.
Читайте также: Леонид Донскис - Российский психологический шантаж с Литвой никогда не пройдет
Вероятно, самые жаркие и затруднительные дебаты коснутся отношений Украины. Масштабный договор об ассоциации с Киевом, который частично представляет собой соглашение о свободной торговле, отчасти — пакт политической гармонизации, уже почти два года ожидает подписей лидеров ЕС.
Группа стран Западной Европы, которую возглавляет Франция, и в которую также входят Германия, Швеция и Нидерланды, затягивала подписание этого договора. Причина тому — сложные отношения правительства Украины к лидеру оппозиции и бывшему премьер-министру страны Юлии Тимошенко, которая в 2011 году была осужденна на тюремное заключение за коррупцию в деле, недавно признанном Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) незаконным и политически мотивированным.
По словам Д. Грибаускайте, она убеждена, что это промедление — ошибка, поэтому она уже начала призывать своих коллег подписать договор об ассоциации в Вильнюсе, а также отложить в сторону споры о главенстве закона в процессе его ратификации.
«Дело Ю. Тимошенко стало символом положения прав человека в Украине, символом качества демократии и справедливых выборов — все это теперь сосредоточено в одной фамилии, — говорила президент Литвы в своей речи. — Европе необходимо стратегически принять решение не стать уязвимой ради одного или двух человек, хотя эти люди стали символами».
Также по теме: Антироссийские отношения адресованы литовским элитам
По мнению некоторых западных коллег, Вильнюс балансирует на тонкой нити, призывая до ноября подписать договор с Украиной. Хотя сам статус страны-председателя в Европейском союзе после подписания в 2010 году Лиссабонского договора частично утратил свою значимость, эта позиция все равно до сих пор жизненно важна для законодательного механизма деятельности ЕС.
В связи с этим многие деятели Брюсселя настроены против попыток национальных политиков воспользоваться председательством своих стран как трибуной для распространения своих собственных политических идей. Премьер-министр Ирландии Энда Кенни, страна которого была за штурвалом ЕС перед тем, как его переняла Литва, спровоцировал недовольство коллег, воспользовавшись едва занятым постом в качестве рупора, призывая международных кредиторов уменьшить бремя долгов для его страны.
«Выдвигая на первый план вопросы, важные только для Литвы, начался бы конфликт интересов», — признала Д. Грибаускайте.
Однако Вильнюс всегда был постоянной и болезненной занозой для России. Литва активнее, чем какой либо другой член ЕС, в прошлом году настаивала на том, чтобы Европейская Комиссия начала антимонопольное исследование против российского газового гиганта «Газпром». Тогда Литва настаивала на том, что «Газпром» принуждает правительства Центральной и Восточной Европы подписывать несправедливые контракты.
Читайте также: Угроза Кремля и ответственность президента Литвы
Д. Грибаускайте предупреждает о наличии признаков того, что Кремль, вероятно, использует председательство Литвы в ЕС для укрепления своей кампании. Президент подчеркнула, что в последнее время увеличилось число кибернетических атак против Литвы, также есть признаки, что группы меньшинств «искусственно активизируются» внешними силами.
«Конечно, не могу точно сказать, кто разводит беспорядки, но они есть», — заявила она.
Представитель России в ЕС отказался комментировать эти заявления.
До сих пор прямолинейность Д. Грибаускайте не была преградой для Брюсселя. Канцлер Германии Ангела Меркель хвалила главу Литвы во время напряженных переговоров о бюджете ЕС. Это позволило сделать предположение, что Д. Грибаускайте могла бы претендовать на какой-либо высокий пост в Сообществе, когда в следующем году она завершит президентскую каденцию.
«Я даже не планирую свое время, — говорила она о своих политических планах. — Буду там, где буду обязана быть, а более всего — с народом Литвы».