Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из Брауншвейга ли в Ингольштадт, из Токио ли в Нью-Йорк - топ-менеджеры крупных компаний предпочитают летать частными самолетами. Почему предприятия в суровые кризисные времена не отказываются от этого дорогого удовольствия, насколько дорого им это обходится, и какие юридические нюансы нужно учитывать, используя служебный воздушный транспорт в личных целях?

Что общего имеют маршруты Москва-Ницца, Лондон-Женева и Брауншвейг-Манхинг? Они относятся к 50 наиболее популярным маршрутам Европы, которыми летают бизнесмены на частных самолетах. Это три из почти 85 тысяч маршрутов, которые учитывает статистика Европейского ведомства воздушной безопасности Eurocontrol. Первым маршрутом пользуются, в первую очередь, российские предприниматели, желающие объединить приятное (уик-энд на солнечном Лазурном берегу) с полезным (поддержание деловых контактов). Второй маршрут соединяет два важнейших финансовых центра Европы. Третий же проложен между двумя провинциальными городами в Нижней Саксонии и Верхней Баварии, но он крайне важен для автогиганта Volkswagen. Каждый день корпоративный самолет совершает полеты из Брауншвейга в Манхинг, находящийся в нескольких километрах от Ингольштадта, где расположена штаб-квартира Audi, дочернего предприятия VW.

На борту находятся не только топ-менеджеры, но и управленцы среднего звена и даже «просто» высококвалифицированные специалисты узкого профиля. Воздушная служба Volkswagen (VW Air Service) состоит всего из девяти самолетов – от Falcon 2000 до аэробуса A319. Дочерняя компания летает исключительно в интересах головного концерна. Мартин Винтеркорн (председатель правления VW) также регулярно пользуется этим сервисом, чтобы быстро добраться из «столицы» VW Вольфсбурга в Ингольштадт. Стоимость полета составляет порядка 2000 евро, то есть вчетверо дороже, чем билет бизнес-класса на регулярный рейс Ганновер-Мюнхен. Но то, что на первый взгляд представляется расточительным, при более внимательном рассмотрении оказывается вполне оправданным. В 2012 финансовом году Винтеркорн заработал 14,5 миллиона евро. Если разделить эту цифру на 223 рабочих дня продолжительностью по 12 часов, то его зарплата составила 5418 евро в час. Дорога от Вольфсбурга через Брауншвейг и аэропорт Манхинг до завода Audi в Ингольштадте занимает около двух часов. Если бы Винтеркорн предпочел регулярный рейс, то ему пришлось бы ехать на машине в Ганновер, на что у него ушел бы час времени. Регистрация на рейс и прохождение предполетного контроля заняли бы еще час. Полет до Мюнхена длится 70 минут, дорога в Ингольштадт на машине – еще 50 минут. В общей сложности получилось бы четыре часа, то есть вдвое больше, чем бизнес-джетом. Если оставить за скобками расходы на сам полет, то частный самолет получается гораздо более эффективным вариантом.

Переговоры над облаками

Но эффективность – это не единственная причина, по которой компании в век глобализации и постоянных перемещений между фабриками в США или Турции, между постоянно растущими рынками в Китае или где-нибудь в Колумбии, или же между собственной штаб-квартирой и провинцией где-нибудь в Швабии просто не могут обойтись без бизнес-джетов. Поэтому они приобретают собственные или арендуют чужие самолеты, пусть даже полеты к местам производства в Америке или на переговоры в Азию обходятся им в суммы со многими нулями. Вместо того чтобы быть зависимыми от времени отправления регулярных рейсов и их непредсказуемых задержек, предприниматели предпочитают сами назначать время вылета. Кроме того, в полете можно в спокойной обстановке обсудить с партнерами новые бизнес-планы и т.д. А можно просто поспать и не бояться, что завтра в интернете появятся твои фотографии с закрытыми глазами и открытым ртом. Не говоря уже о том, что VIP-персону, путешествующую на частном самолете, защитить гораздо легче, чем если бы она находилась в толпе других пассажиров регулярного рейса. «Раньше частные самолеты были доступны лишь богачам, перемещавшимся от одного поля для гольфа к другому, -говорит Ганс-Инго Биль, руководитель Союза немецких перевозчиков. -Сегодня же бизнес-джеты являются довольно доступной альтернативой для топ-менеджеров». Не только Volkswagen, но и другие немецкие концерны предпочитают иметь собственные самолеты. Это подтверждает опрос, проведенный журналом WirtschaftsWoche среди крупных немецких компаний. Многие концерны, представленные в индексе DAX-30, регулярно используют бизнес-джеты. В их числе - химический гигант BASF и разработчик программного обеспечения SAP. Но не только гиганты, но и многие предприятия из верхнего сегмента среднего уровня, штаб-квартиры которых зачастую располагаются вдалеке от крупных транспортных узлов, ценят преимущества личной мобильности над облаками. Так, производитель отопительного оборудования Viessmann постоянно перевозит собственных менеджеров из Аллендорфа, расположенного на севере земли Гессен, к клиентам по всему миру. А Рейнгольд Вюрт, основатель одноименной фирмы (Würth), производящей монтажную технику, даже в свои 78 лет нередко сам садящийся за штурвал, владеет не только несколькими самолетами, но и взлетно-посадочной полосой на территории предприятия. Поскольку предприятие находится далеко от крупных городов, собственный аэродром просто необходим. «Имея собственные самолеты, мы можем быть очень гибкими как с точки зрения географии, так и с точки зрения времени», сказал представитель компании Würth.

«Руководители предприятий, имеющих производственные мощности с плохой транспортной доступностью (например, где-нибудь в отдаленных районах Румынии или Мексики), часто задумываются о целесообразности приобретения хотя бы одного корпоративного самолета», - говорит Рауль Накке, директор немецкого отделения консалтинговой фирмы Eric Salmon & Partners. Потому что летать на собственном или чартерном самолете в итоге может оказаться выгоднее, чем регулярными рейсами, которые занимают гораздо больше времени.

Крылатые «общежития»


Но если кто-то представляет себе, что бизнес-джеты, находящиеся в распоряжении топ-менеджеров, являются этакими крылатыми отелями класса «люкс» с золотыми водопроводными кранами и помпезным интерьером, то он ошибается. «Это скорее похоже на крылатое общежитие, - говорит эксперт по аэронавигации из Гамбурга Генрих Гросбонгардт. - Лишь крупные машины, как, например, аэробус A319, могут иметь на борту кровать или отдельный рабочий кабинет. Чаще всего полет бизнес-классом регулярного рейса был бы гораздо комфортнее. Правда, в таком случае пришлось бы забыть о доверительных переговорах». Именно эту возможность предоставляет своим руководящим сотрудникам SAP, делая ставку на корпоративный воздушный транспорт. Гигант IT-индустрии, штаб-квартира которого находится в местечке Валльдорф, владеет тремя самолетами – одним Learjet 45XR, берущим на борт от пяти до восьми пассажиров, и двумя машинами Bombardier Challenger 300. Один самолет постоянно находится на территории США, два других – в аэропорту Мангейма. 

У концерна Bayer также есть два самолета Learjet в США. Причина: целых 50 предприятий химического гиганта располагаются за океаном, и их логистическая доступность в отсутствии корпоративного транспорта оставляла бы  желать лучшего.

Те же, кто хочет пользоваться преимуществами личного самолета, но не готов разом потратить несколько миллионов, может обратиться к транспортной компании – такой как Netjets. Лишь в Европе эта фирма владеет более чем 130 самолетами, занимается их техническим обслуживанием и предоставляет пилотов и прочий летный персонал в распоряжение клиентов. Вклад одного клиента в самолет составляет лишь три с небольшим процента. Это соответствует 96 тысячам евро и 25 летным часам в год. Топливо и услуги экипажа оплачиваются отдельно. Среди немецких предприятий наиболее востребованными являются самолеты Cessna Citation XLS, говорят представители Netjets.

А химический концерн Lanxess предпочитает третий вариант. Руководство компании летает преимущественно регулярными рейсами, но в «особых случаях» самолеты арендуются – например, если к месту важных переговоров невозможно добраться «регуляркой».

В том, что, несмотря на всевозможные убедительные аргументы, избежать разговоров о целесообразности подобных мер невозможно, не так давно пришлось убедиться председателю правления Daimler Дитеру Цетше. Глава автогиганта из Штутгарта принадлежит к топ-менеджерам, пользующимися частными самолетами как в корпоративных, так и в личных целях. В недавнем прошлом это явилось причиной активной дискуссии в немецком обществе. Речь шла о том, может ли топ-менеджмент крупных компаний во времена жесткой экономии в условиях кризиса позволить себе такие расходы. Однако только ли об удобстве можно говорить в данном случае? С тех пор, как соответствующие структуры – как федеральные, так и земли Баден-Вюртемберг – несколько лет назад отнесли Цетше к категории лиц, безопасность которых необходимо охранять особенно тщательно, глава Daimler не пользуется регулярными рейсами. Поэтому концерн предоставляет в распоряжение своего первого лица частный самолет. Цетше оплачивает при этом из своего кармана лишь билет первого класса. Остальные расходы берет на себя работодатель.

Юридические нюансы

В то время как Дитера Цетше упрекать в «любви к роскоши» больше не приходится, ситуация вокруг ThyssenKrupp пока еще не настолько ясна. Бывший председатель совета директоров сталелитейного концерна Герхард Кромме предоставил патриарху концерна Бертольду Байтцу самолет для полетов на Зюльт и в Австрию. Прокуратура Эссена держала, что называется, ухо востро и завела дело об уклонении от уплаты налогов.

Как можно элегантно избежать такого рода юридических разбирательств, наглядно демонстрирует руководство концерна RWE, которое летает регулярными рейсами и максимум бизнес-классом. Не гнушается экономии и руководство Continental, производителя автомобильных комплектующих. По Германии даже глава правления перемещается поездом или автомобилем. Конечно, дорога из Ганновера во Франкфурт занимает два с половиной часа по рельсам и три с половиной по автобану, но зато не возникает повода для разговоров об использовании частного самолета.

Налоги и право. Поводы для вмешательства финансовой инспекции. Когда служебная командировка становится развлечением? И кто несет соответствующие расходы? Это важнейшие вопросы перед полетом на корпоративном самолете.

Как нужно рассматривать полеты на родину по выходным? Менеджеры могут включить пункт об использовании корпоративного воздушного транспорта по выходным в свои трудовые договоры. «Эти расходы подлежат налогообложению как часть их денежной компенсации», - говорит эксперт по трудовому праву Хубертус Бауэр из фирмы Gleiss. Предприятие, в свою очередь, обязано отчислять налоги с этой привилегии для своих сотрудников, имеющей денежное выражение.

Имеет ли право топ-менеджер отправиться в отпуск на корпоративном самолете?

Если работодатель готов предоставить ему такую привилегию, то финансовая инспекция должна проследить, чтобы предприятие корректно оформило свои производственные расходы и уведомило фискальные органы о соответствующей налоговой нагрузке на сотрудника.

Что произойдет, если топ-менеджер использует корпоративный воздушный транспорт в личных целях без разрешения со стороны работодателя?

Ответ прост: это злоупотребление служебным положением и уклонение от уплаты налогов, за которое полагается наказание вплоть до разрыва трудовых отношений, предупреждает адвокат Петер Фабры, специализирующийся на налоговых делах. Кроме того, совет директоров должен потребовать компенсации от нарушителя. «Если орган откажется от этого, то ему придется платить подоходный налог», - говорит эксперт по налогам Рольф Лёйнер из фирмы Rödel & Partner. Если акционеры позволяют себе частные полеты корпоративным транспортом, то такие полеты считаются скрытым перераспределением прибыли, и акционер обязан указать это при подаче налоговой декларации.

Как правильно платить налоги за пользование служебным самолетом?

Если самолет является собственностью предприятия, то денежное выражение данной привилегии менеджера рассчитывается в соответствии с расходами на использование самолета в частных целях, включая прочие расходы предприятия на использование бизнес-джета. Соотношение личного и частного использования по времени вычисляется на основании данных бортового журнала. 

Какие налоги должен платить менеджер, берущий с собой в командировку членов семьи?

Если менеджер, отправляясь в полет исключительно по делам, берет с собой членов семьи, а предприятие оплачивает их перелет, то менеджер обязан уплатить налоги с этого, так же как и подоходный налог. Исключение из правила: «Если супруга менеджера выполняет в рамках командировки какую-либо работу в интересах предприятия (например, в качестве переводчика), то тогда подоходный налог исключается», -говорит Фабры.

Что делать, если менеджер, отправляясь в командировку, устраивает себе отпуск в той же географической точке?  Если, скажем, он в пятницу летит на Мальдивы, а потом задерживается там на две недели в качестве отпуска, то расходы на полет распределяются следующим образом: 1/15 предприятие оплачивает в качестве производственных расходов, а 14/15 оформляются как подоходный налог. Единственным исключением является ситуация, когда в трудовой договор менеджера включен так называемый пункт о зарплате нетто. Тогда фирма оплачивает ему и подоходный налог за его отпуск.

Если менеджер берет с собой в полет на корпоративном самолете делового партнера, какие налоги подлежат уплате?

Никакие, если полет выгоден предприятию. Например, если предприятию дешевле отправить своего адвоката, гонорар которого составляет 1000 долларов в час, на фирменном самолете в Нью-Йорк. «Если юрист полетит регулярным рейсом, проведет в дороге на шесть часов больше и предъявит фирме соответствующий счет, то использование корпоративного самолета будет более выгодным, и это можно назвать совершенно нормальными производственными расходами», - говорит Лейнер.

Какие налоги подлежат уплате, если менеджер предоставляет корпоративный самолет в распоряжение третьих лиц?

Так, бывший СЕО ThyssenKrupp Герхард Кромме предоставил самолет фирмы Бертольду Байтцу для полетов на Зюльт и в Австрию. Теперь прокуратура Эссена расследует дело о неуплате налогов – пусть даже больше не в отношении самого Байтца, а только в отношении предприятия, которое должно было уплатить соответствующий подоходный налог.

Если глава правления летит на корпоративном самолете на заседание совета директоров другого предприятия, кто что в таком случае обязан оплатить?

Полет оплачивает предприятие, проводящее заседание совета директоров. Это считается производственными расходами.  Работодатель менеджера рассчитывается в от его имени с другим предприятием. «В этом случае менеджеру не придется платить подоходный налог», - говорит налоговый советник Кристоф Аккерманн (Ernst & Young).