Каким 2013-й год войдет в историю Литвы? В этот год был отстроен и помпезно открыт Дворец правителей. Если поверить в сладкие речи открытия, украшенные совсем не правительственными сентиментальными песнями, можно почувствовать себя на седьмом небе. Символ государственности отстроен, вовеки никто его не разрушит. И, конечно, Литва председательствует в ЕС.
Живи и радуйся? Только вот не получается. Концы не сходятся. Перед самым открытием Дворца правителей консерватор М. Адоменас разговорился с западным разведчиком, который нарисовал совсем иную картину.
Вильнюс стал перевалочным пунктом, где первую скрипку играют российские шпионы. А западные разведчики все меньше доверяют литовским коллегам, потому как свою разведку – Департамент государственной безопасности – уничтожили самые большие патриоты- консерваторы, действующие заодно с «трудовиками» и «паксистами», а также президент, бросающая все более антироссийские, по сравнению с началом своего правления, высказывания.
Парадокс? Только на первый взгляд. Но не об этом речь. Вильнюс стал тем, чем в годы «холодной войны» была столица Австрии Вена – гнездом, кишащим шпионами. И с ходом времени становится все очевиднее, что в этом гнезде Литва с ними остается наедине.
На что обратил внимание представитель Запада, постоянно следящий невооруженным глазом за невидимой жизнью в Вильнюсе? И что пропустили мимо ушей сообразительные наблюдатели Вильнюса, ослепленные светом председательства? Почему текст М. Адоменаса все-таки необходимо прочесть? Не только политикам, но и гражданам. И на что в нем обратить внимание? Конечно, если хотим быть государством, а не только петь заунывные песни.
Читайте также: Почему Россия все сильнее любит Литву?
1. Вена переместилась в Вильнюс. Но «ситуция Литвы, по сравнению с Веной, намного хуже, потому что здесь остались российские шпионы, которых службам Литвы не удалось до сих пор вычислить».
2. С самого начала Россия расценивала Литву как очень серьезного врага. В декабре 1991-го в подразделении Литвы СВР (Служба внешней разведки) в Москве уже работало 20 человек. Не лишь бы каких. Это подразделение СВР формировала на основе подразделения Великобритании, а оно всегда было одним из самых сильных в бывшем КГБ.
3. Сначала СВР набирала своих агентов из людей, знающих литовский язык, но через несколько лет все, у кого были какие-либо связи с Литвой, были заменены на настоящих русских. Академия СВР подготовила своих кадров, прекрасно знающих литовский язык.
4. Персонал посольства России и резидентуры в Литве превышает число такого же персонала в Латвии и Эстонии вместе взятых. Половина всего персонала посольства России в Вильнюсе связана с разведочными службами – СВР, ФСБ (Федеральная служба безопасности) и ГРУ (Главное разведывательное управление). СВР работает довольно тонко. ГРУ – более жестко, используя компроматы: найти, купить, побросить, спровоцировать.
5. Хотя деятельность внешней разведки Беларуси неэффективна, она очень агрессивна, когда действует на своей территории. Все, что связано с Литвой, контролируется. Все бизнес-проекты, культурные и особенно просветительские проекты проходят сквозь фильтр КГБ. КГБ постоянно ищет, к чему придраться.
Также по теме: Откуда взялось литовское чудо
В Литве почти ни у кого не вызвало удивления то, что один из бывших работников Департамента государственной безопасности (ДГБ) три года отсидел в белорусской тюрьме будто бы без причины на то . А посадили его из мести. За то, что что в Вильнюсе был пойман подполковник КГБ Беларуси, который шпионил за одним польским дипломатом.
6. Для литовских служб проникнуть в СВР или ГРУ представляется невозможным. Операции стоят особенно дорого, поэтому эффективная борьба с противником на Востоке возможна, только при условии сотрудничества с западными службами. Однако именно такое сотрудничество теперь совершенно разладилось: «Так, как ваш президент не может достучаться до дверей Белого дома, так и у руководителей других служб не получается достучаться до дверей своих коллег».
7. ДГБ потерял очень много крови – особенно разведка и контрразведка. Поэтому русские в Вильнюсе действуют все более свободно. Российские шпионы должны чувствовать постоянное дыхание в затылок. Несомненно, они все равно будут действовать, но доджны будут выделять больше средств, времени, человек, а это будет стоить дороже. Теперь же русские чувствуют, что в Литве – совершенно другой режим, чем раньше, когда им в затылок дышали не только литовцы.
8. Раньше руководство ЦРУ для борьбы с российскими шпионами в Литву присылали служащих, состоящих в звании генерала. Российская резидентура понимала, что с такими оппонентами особо легко в свою «роль» не войдешь. Сейчас этого нет, поэтому российские шпионы и подняли головы.
Читайте также: Председательство Литвы в ЕС
9. Литва недооценивает наивность, простоту и даже глупость своих политиков. Поэтому российским шпионам нетрудно манипулировать даже самыми влиятельными политиками посредством их «круга приближенных». Стоит только подсунуть какому-нибудь «приближенных» политика, которому не нравятся ДГБ и другие разведки страны, дезинформацию, и она будет принята как информация, потому что была получена от «своего». Так как у политика есть всем известная формула оценки поведения и морали, дезинформацию остается запихнуть в эту формулу, и российские шпионы празднуют победу.
***
Британец не сказал ничего такого, что было бы неизвестно? Чего доброго, да. Об этом писал не один литовец. Вставьте, скажем, в девятый пункт историю гибели подполковника В. Поцюнаса и последовавшее после этого сокрушение ДГБ в Сейме или гонки в поисках тюрем ЦРУ, вспомните через каких политиков сработала подброшенная им информация, и увидите, как несложно российским разведкам действовать из-за «наивности, простоты и глупости» наших деятелей, а может, и что-то посерьезнее.
В данном случае важно то, что это сказал хорошо информированный представитель Запада. Потому что все те, кто писал и говорил так, как это изложил собеседник М. Адоменаса, той же самой пропагандой консерваторов были оговорены как работающие на Россию.
Парадокс? Только на первый взгляд. И только для тех, кто хочет верить таким политикам, какие описаны в девятом пункте, но отказывается мыслить. Кукловод на Востоке не в силах сдерживать радость, когда слышит, как мы затягиваем сентиментальные народные песни – вперемешку с хилыми патриотическими речами. За которыми слишком часто – противоположные дела. И кукловод может дергать веревочки, почти не скрываясь.
Самое время подключиться к специально обученным «комментаторам» Интернета (термин, прозвучавший на конференции, проходившей в пятницу в Сейме). Фас.