«Мы шли недолго - только 22 года. В каком направлении? От рубля к евро!» - так можно обобщить тему почти всех латвийских еженедельников, вышедших 10 июля. «Эстонцы это расстояние преодолели быстрее, им хватило 20 лет», - говорят власти. А журналисты уточняют: «Власть празднует, народ скорбит!». С таким заголовком на первой полосе вышла газета Neatkariga.
Различные мнения, полученные в ходе опроса, свидетельствуют: только 21 % населения поддерживал и продолжает поддерживать введение евро. Несмотря на рекламу властей, мнение не меняется уже больше года. Эксперты складывают оружие - никаких аргументов «против». Правительство не слушало. «Идем, как банда овец на убой», - говорило большинство. Несколько попыток подготовить референдум рухнуло в связи с очень сложной процедурой. Мнение нации можно обобщить так: «После 1 января 2014 года мы уже никогда не узнаем, как нам жилось бы с латом».
Энтузиасты евро, конечно, есть. Особенно среди людей, которые свыклись с мыслью, что правительство не победишь. И они уже спешат, уже мчатся подстроиться, быть в рядах передовиков и победить в спекуляциях. Все говорят об одном: экономика - сама по себе, а нация - сама по себе. Умалчивается все, что будет хуже и дурнее. Даже будущие платежи Латвии в Европейский фонд финансовой стабильности (уже в конце первого года они достигнут 300 миллионов евро). А эмоции? На латвийском евро будет высечено лицо латвийской Милды! Подумать только! (Прототип Милды – литовочка, глядя на которую Карлис Зале изваял знаменитый памятник Свободы.) Однако энтузиасты снова затихают, когда им напоминаешь: «Братья, и в padomju laikos, то есть в советские времена, на всех российских рублях была надпись и на латышском. И еще на 13 языках».
Но никакие аргументы не имеют значения. Латыши помешались на деньгах настолько, что и свою святыню - язык - были вынуждены задеть. Нарушить закон Языка. По решению правительства введен двугласный eu, которого в латышском языке нет. Наши братья и сестры говорят не «Europa», а «Eiropa». Сейчас все начнут произносить не «eiro», а «euro». А вот Европа у них все равно останется «Eiropa». Разве это здоровое раздвоение?
Премьер Валдис Домбровскис посетовал: и ему якобы жаль красавца-лата. Но спешно добавил: «Лат - дело не национальное, а экономическое». Опять же - вы подумайте! Будто Латвийское государство не дело латышей, а лишь забота Европы. Затем премьер произнес еще более страшный аргумент: «Другого выхода нет». Ничего себе типичная демагогия, за которую политики хватаются, когда сдаются и начинают плыть по течению. Чтобы не нужно было рисковать и сражаться. Когда нехватает воли и разума. А ведь ясно, что достойно произнести «выхода нет» имеет право только предводитель капитулирующей армии. Значит, и латыши капитулировали?
Национальный банк можно закрыть
В тот же день, 10 июля, президент Банка Латвии Илмар Римшевич сыграл роль отца Гамлета. Латвийскому радио (LR1) он сказал: «Роль и обязанности Банка Латвии с введением eiro будут только расти». «Какая роль? Какие обязанности?» - уточнили журналисты. Чтобы не спрашивали, главный банкир страны почти прокричал: «Из низшей лиги мы перешагнули в высшую!» В каком виде спорта? И интересно, что можно сделать, имея лишь одноногого оловянного солдатика? «Работы будет очень много, - сказал И. Римшевич. - Придется принимать новых людей. Может, 7, а может, 10 работников».
Конечно, это огромный шаг вперед. Потому что горы отчетов вырастут, выльются моря координационных работ. Бюрократия в Европейском союзе - непредсказуемое животное, которое растет как на дрожжах. Мания контроля и самоконтроля в учреждениях Европейской комиссии уже напоминает психическое заболевание. Это и есть та «высшая лига». Латыши радуются, получив в ней роль? Несомненно, ведь отдел Европейского банка Латвии гарантирован, с табличкой на двери «Latvijas banka». Но даже малюсенький самостоятельный финансовый шаг делать нельзя. Дальше таблички не ступишь. Даже в случае государственного кризиса своей стране не поможешь. Ничего без разрешения из Франкфурта. Прощай, главный очаг государства.
Значит, капитуляция.
Диктат Германии приветствуется
Капитулировала власть Латвии. Народ, особенно молодежь, не дожидаясь, пока им предоставят слово, уже давно оставляют родину, бегут, эмигрируют и растворяются за границей. Еврокомиссарам это очень нравится. Потому что не нравится кое-что другое - бесчинствующие против финансовых банковских махинаций греки, испанцы, итальянцы и даже французы. Правительство Домбровскиса считается чемпионом по «обязательствам перед Европой», оно особенно хорошо в коридорах Брюсселя. И во Франкфурте, в трубе финансовых потоков. А латыши... Страна трагически опустела, уменьшилась на целых 2 миллиона жителей, а половина оставшихся давно не работает.
Не за горами день, когда Латвия возьмет на себя последние обязательства перед Европой - примет армии иммигрантов-чужаков. А как по-другому? Ведь нужно помочь Европе, облегчить ее участь. И не воспротивишься, потому как последнее орудие защиты - Национальный банк - уже не твой. Как и валютная система, словно Госбанк СССР. Вспомните, как в последние годы империи СССР в Ригу ежегодно привозили десятки тысяч колонистов. Никто не спрашивал, почему и зачем. Нужно было центру, и везли.
Видимо, политической элите Латвии легче пережить потери самостоятельности. Так или иначе, сейчас они спешат вернуться и зону диктата Германии, в которую их предки были впихнуты почти на 500 лет. Современная Европа - зона диктата, ведь и немецкие марки стали евро. Торопясь сбежать от России, латыши не хотят видеть, что Германия и России уже давно в дружеских отношениях.
Когда происходят такие переломы, становятся видны и символы. Так случилось и в этот раз. Несколько недель назад пламя охватило резиденцию президента Латвии Prezidenta pils. Она находилась прямо напротив Банка Латвии.
Но на прошлой неделе произошел еще один символический акт - всеобщий латышский праздник песни и танца.
Национальная идея есть, только где?
Всю неделю Рига шумела, пела и танцевала. Кто был - видел. (Это чудо хотя бы раз в жизни нужно увидеть каждому литовцу). Латышский праздник песни - это мировая доменная печь, в которой были расплавлены как нация, так и государство. Отними у Латвии этот праздник - не останется Латвии. В этом году у традиции был юбилей - 140 лет, а в следующий раз, через пять лет, в 2018 году будет отмечено 100-летие Латвийского государства. Нет, с праздниками песен Литвы это чудо даже нельзя сравнивать. Мы начали в 1924 году, значит, ни государства, ни песни не вырастили.
Этот прадник песен «уважил» только один важный гость – президент Германии Йоахим Гаук (Joachim Gauck). Все необычайно логично.
Шествие в Риге как никогда было невероятно продолжительным: на улице Бривибас оно длилось с 10 до 17 часов. Сразу после шествия участники поспешили в Межапарк, то есть на заключительный концерт. Он начался в семь вечера и закончился в час ночи. После концерта около половины (из 70 тысяч ) зрителей остались петь вместе с самыми молодыми и выносливыми певцами. ТВ- и радиотрансляция не были прерваны, на экранах продолжали и дальше показывать праздник, только теперь, как только начинала звучать песня, на экране появлялись и тексты песен - в общем, настоящее караоке. Всеобщее пение затянулось до 6 часов утра! Взошло солнце, радостная толпа хлынула в трамвай № 11. В нем - снова песни. Настоящая сказка.
В этому году праздник вошел в историю под формулой: XXV (песен) и - XV (танцев). Участвовали 603 танцевальных коллективов и 541 певческий. В заключительном концерте на эстраде Межапарка стояли 17 600 певцов. Это последняя латвийская армия. Организаторы праздника не могли нарадоваться: число латышей стремительно уменьшается, а число участников Празника песни и танца - растет. Как перед концом, когда человек духовно превосходит резерв своих физических сил.
Почетный дирижер (virsdirigents) Роберт Зуйка, которому в этом году исполнилось 100 лет, и подирижировал, и произнес речь. Он сказал те самые слова, которые всю неделю сотни тысяч латышей повторяли на мессе: «Это честь нашего мира, это наша жизнь».
Счастлива нация, обретшая свою идею. Несчастлива нация, которая только песней и танцем пытается наполнить свою пустеющую чашу - Латвию. Dievs, sveti Latviju...