В Москве, на Театральной площади прошел пикет, участники которого выступили против реконструкции обелиска в Александровском саду. Этот памятник из серого гранита был установлен в 1914 году в ознаменование 300-летия династии Романовых. На гранях обелиска значились имена всех русских царей и цариц. В таком виде он просуществовал всего четыре года, после чего из «Романовского» превратился в «Памятник выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Прежние надписи сбили, взамен них возникли новые имена, от Маркса и Энгельса, от Кампанеллы и Томаса Мора до Чернышевского и Плеханова.
В начале июля обелиск был разобран. Как будто бы не просто для укрепления постамента, но и возвращения ему первоначального предназначения, то есть увековечивания памяти о царской династии. Вот это и возмутило активистов Российского социалистического движения, которые устроили свою акцию в виде перформанса: из макетов книг они сложили свой серый обелиск. Один из участников пикета Альберт Саркисян сказал:
«Власти сказали, что они еще ждут какой-то общественной дискуссии, чьи имена будут на новой стеле – останутся ли имена революционных мыслителей, или это будут имена царей. Притом что в этой дискуссии они хотят слышать только самые реакционные, монархически настроенные патриархальные слои. Нам слова не давали, но мы его взяли сами. Мы против возвращения этих монархических ценностей, которые сегодня не соответствуют реальности. У нынешней власти – державнический менталитет. Ей все равно – царь или Сталин, охранка или НКВД. Важно превосходство над обществом, которое власть демонстрирует. У нас получается, что все, что не освящено государством, как, например, проекты, концепты и идеи этих мыслителей, все подвергается остракизму и вытесняется из публичного пространства».
Против идеи реконструкции можно выдвинуть не только идеологические, но и сугубо искусствоведческие соображения. Во-первых, в Москве чрезвычайно редки случаи научной реставрации. Чаще это условные воссоздания, грубые подделки, лишь отдаленно напоминающие оригинал, вроде храма Христа Спасителя, так что вряд ли обелиск предстанет в своем изначальном виде. Во-вторых, и это главное, в городе почти не осталось объектов, сооруженных в рамках задуманной Луначарским программы монументальной пропаганды. А обелиск в Александровском саду как раз таким объектом и является. В своем несколько курьезном виде он просуществовал без малого сто лет. Это свидетельство истории. Иными словами, подлинник.