Опротестовать действия властей через массовые демонстрации – это демократическое право, но смена власти происходит путем всеобщих выборов. Связи между ситуацией, когда решение о том, кто будет управлять государством, принимают улицы, и демократическими свободами нет.
При этом также вызывает сомнения наличие связи между демократией и властями, стремящимися криминализовать уличные демонстрации и массовый протест как «попытку поддерживаемого извне переворота». Режим, в котором криминализуется оппозиция, нельзя назвать демократическим; демократия – это режим, при котором существует оппозиция. Как только улицы захватывают власть, происходит «революция». Ни одна из великих революций не произвела на свет демократию. И становится очевидно, что в результате «арабских революций» тоже не возникнет демократии. Спираль «революция, контрреволюция, переворот» практически уничтожила вероятность установления демократии в странах «арабской весны». Между тем необходимо соблюдение трех базовых принципов: власть через свободные выборы определяет народ; применение власти ограничено основными правами и свободами; оппозиция – неотъемлемое право. Согласны ли мы с этим?
То, что действительно имеет значение, – это достижение «согласия» по поводу основных институтов и механизмов демократии, выступающих в качестве инструмента принятия решения о том, кто, как и в течение какого срока будет управлять государством. Вопрос о том, кто будет управлять, – решит урна для голосования, а то, как протекает процесс управления, определит демократическую легитимность управляющих. Ответ властям, утратившим свою легитимность, снова даст голосование, однако, конечно, только в том случае, если народу будет предоставлена возможность воспользоваться своим избирательным правом. При отсутствии «законного» механизма смены власти, а значит всеми признанных «упорядоченных норм», определяющих, кто будет управлять страной, любой путь считается доступным. В этом заключается злой рок для Египта…
На примере Египта мы в очередной раз наблюдали, как режимы, при которых место закона, согласованных демократических механизмов и процессов занимают улицы, становятся обремененными насилием, а страна погружается в нестабильность и неопределенность. Вместо уподобления Египту, Турция должна осознать, насколько ценным демократическим опытом она обладает. Невозможны поиски власти на улицах. В то же время нет нужды побуждать одних выйти на улицы, чтобы подавить вышедших на улицы других. Разве Египет не доказывает нам опасность проведения властной игры на городских площадях?
Турция должна извлечь соответствующие уроки. У уличной политики нет исхода. Пункт назначения – гражданская война, при которой сильный уничтожает слабого. Как власти, так и оппозиции в Турции не стоит даже помышлять о выходе за рамки «законности». Недопустимо загрязнять право демократических демонстраций насилием. Вместе с тем ошибочно применять насилие по отношению к тем, кто предпочитает политику на улицах, а также настраивать против себя собственных конкурентов. Турция стоит на пороге значимых политических событий. В ближайшие два года турецкому народу предстоит трижды отдать свой голос на политических выборах. Как поддержка, так и оппозиция действующей власти неизбежно найдут свое отражение в их результатах. В итоге народ снова примет решение о том, кто будет управлять Турцией, при этом всем, кто приходит к власти через всеобщие выборы, стоит помнить, что право управлять ограничено. Другой основы для достижения согласия нет.
Оппозиция на улицах законна до тех пор, пока она не замешана в насилии. Однако уличная оппозиция не может быть причиной смены власти. Цель протестных акций, даже в парке Гези, – это не смена власти, а демонстрация того, что власть «ограничена». Движение «Гези» – это манифестация «общественной» оппозиции, хотя ее превращение в «политическую» постановку может оказать давление на власть. По всей видимости, Республиканская народная партия, Партия национального действия или Партия мира и демократии займут позицию политического носителя общественной оппозиции в той степени, в которой им это в ближайшее время удастся.
«Гези» – это новая форма оппозиции, но не альтернатива власти. Вместе с тем возникновение новой власти невозможно через простое сопровождение «Гези». Альтернативу действующей власти могут составить сильные лидеры, эффективная программа и проекты. Заполнить пространство оппозиции «духом Гези» и приветствовать уличные протесты недостаточно для смены власти.
Считается, что мы вступили в избирательный период, когда напряженность в политической сфере возрастает. Ее обострение в силу уличных демонстраций и применения насилия не способствует ничему иному, кроме легитимации авторитарных тенденций во власти. Не стоит забывать, что турецкое общество склонно сводить счеты не на улицах, а на избирательных участках.