У Сноудена все пошло не по плану: он бежал в Гонконг, а затем больше месяца вынужден был оставаться в московском аэропорту, прежде чем получил документы о предоставлении временного убежища.
Не лучшим образом сложилась ситуация и для нескольких его предшественников-информаторов.
Друзья и коллеги Уильям Мартин и Бернон Митчел в конце 1950-х работали в АНБ специалистами по криптологии.
По словам эксперта по национальной безопасности и преподавателя Университета Вилланова Дэвида Баррета, в ходе работы Мартин и Митчелл натолкнулись на несколько особо секретных документов: «Например, им стало известно, что АНБ прослушивает разговоры не только в иностранных державах, которые считались соперниками или врагами США – например, в Советском Союзе – но и в странах, которые являлись нашими союзниками. Они сочли это неподобающим».
Также двое сотрудников АНБ узнали, что американские власти перехватывали и читали корреспонденцию, приходившую в США из других стран.
Сейчас, более полувека спустя, Сноуден обвиняет агентство примерно в том же.
По словам Барретта, Мартин и Митчелл были глубоко разочарованы поведением властей и решили что-то предпринять в связи с этим.
«Они слышали идеалистические публичные речи президента Эйзенхауэра и, сопоставив их с тем, что узнали о деятельности правительства, решили дезертировать в Советский Союз», – рассказывает Барретт.
В июне 1960 года Мартин и Митчел сообщили начальству, что едут в отпуск на месяц, чтобы посетить родных и друзей. Однако вместо этого они отправились в Москву через Новый Орлеан, Мехико и Кубу.
Когда двое друзей не вернулись вовремя из отпуска, начальство начало что-то подозревать. По словам Барретта, два месяца спустя АНБ издало заявления, согласно которому двое «математиков», вероятно, перешли за Железный занавес.
«Однако они утверждали, что эти двое не обладали никакой информацией, которая могла бы создать угрозу для безопасности США. Так что к этому отнеслись как к незначительному событию, и пресса восприняла его так же».
6 сентября 1960 года Мартин и Митчелл провели в Москве пресс-конференцию, на которой выдали огромное количество информации об АНБ.
«Общественность узнала о том, что такое Агентство по национальной безопасности и чем оно занимается. По правде говоря, до этого события люди практически не имели никакого представления об АНБ. Люди, знавшие о его существовании, в шутку расшифровывали аббревиатуру NSA как No Such Agency (Нет Такого Агентства)».
Президент Эйзенхауэр называл двух информаторов «откровенными предателями», а бывший президент Гарри Труман заявил, что их «следовало бы расстрелять».
«По прошествии нескольких месяцев или года стало ясно, что Мартину и Митчеллу особенно нечего предложить советским властям, и они превратились в изгнанников, живущих на территории СССР», – рассказывает Барретт.
«Они решили отправиться в Советский Союз отчасти потому, что считали его раем для трудящихся. Они думали, что там им будет житься очень хорошо. Но в итоге эта история закончилась не слишком удачно: жизнь в СССР их разочаровала, оказавшись далеко не раем». Питер Саводник, писавший о судьбе американских информаторов, отмечает, что Мартин, Митчелл и другие сильно отличались от тех, кто решил переехать в Советский Союз в 1920-30 гг.
«Во времена Холодной войны встречались гораздо более печальные истории – эти люди были лишены прав, чувствовали себя потерянными. Советский Союз был для них не маяком надежды, но единственным выходом».
Уильям Мартин скончался в 1987 году в возрасте 56 лет, а Бернон Митчелл – в 2001 году в возрасте 72.
Временная виза Сноудена действительная в течении года, и пока неясно, куда он отправится потом и вообще пробудет ли в России весь этот срок.