Очередная экономическая война России против Украины, теперь уже «кондитерская», и гибель четырех украинских рыбаков в Азовском море, спровоцированная российскими пограничниками, затмили на этой неделе другие резонансные события.
Недавнее показательное выступление президента Российской Федерации Владимира Путина на Владимирской горке в Киеве во время празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси и в Севастополе во время празднования Дня Военно-морского флота вселило оптимизм разве что в сторонников несомого им «русского мира». Выступая в Севастополе, Владимир Путин, выдавая желаемое за действительное, сказал: «У нас общие корни, культура и религия. Такая общность особенно ощущается в эти дни, когда наши страны отмечают праздник — 1025-летие Крещения Святой Руси. Наши кровные и духовные узы неразрывны». Украинцы же хорошо знают, как, когда и каким образом российский царизм и советская власть добивались общности «корней, культуры и религии».
Мы понимаем, что президенту государства, стратегического партнера Украины, при подготовке его визита не всегда напоминают о других годовщинах из совместной истории русского и украинского народов. Но было бы справедливым, если бы ему перед поездкой на стол положили данные о «Валуевском циркуляре» (1863 г.), которому в июле исполнилось 150-лет. А также и об «Эмском указе» царя Александра ІІ (1876 г.). Оба этих документа, как пишет в газете «День» Игорь Сондюков, очень ярко свидетельствуют о неразрывности упоминавшихся Владимиром Путиным «духовных уз»: «Последствия валуевского законотворчества для украинцев были тяжелыми: если в 1860–1863 гг. в печати появилось 114 названий книг на украинском языке, то в 1864–1869 — только 24 (а после Эмского указа говорить о легальном украинском книгоиздании вообще не приходится). Первые свободные печатные украинские издания появились только в конце революционного 1905 года», — пишет Игорь Сондюков.
Читайте также: Путин поставил жирную точку на отношениях с Януковичем
Что же касается религиозного единства двух народов, то нелишне было бы напомнить идеологам и пропагандистам «русского мира» и такой факт «христолюбивого» отношения царского правительства к украинскому народу. Перевод Филиппа Морачевского четырех Евангелий на украинский язык (1861), признанный Российской академий наук лучшим среди всех аналогичных славянских переводов, получил разрешение российской власти на печать только в феврале 1905 года, а напечатан был лишь весной 1906 года.
Украинцы хорошо знают крепость любви власти братского русского народа. Особенно крепка она бывает в условиях, когда российским властям начинает казаться, что их империя без Украины не полна. Владимир Путин, выступая в Киеве на посвященной цивилизационному выбору Украины международной конференции, которую по случаю организовал его кум Виктор Медведчук, дал однозначную установку украинским властям, заглядывающимся на Европейский Союз: «Только объединяя усилия, мы можем быть конкурентоспособными и выиграть в этой, достаточно жесткой, конкурентной борьбе. При этом у нас есть все основания полагать, что мы можем и должны это сделать», — сказал Владимир Путин.
И для того, чтобы ни у кого не было сомнений, как Украина вместе с Россией будет выигрывать в этой борьбе, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил о претензиях Роспотребнадзора к качеству продукции украинского кондитерского концерна Roshen, остановив ее поставки на территорию России.
Казалось бы, почему именно «Рошен»? Ведь владелец концерна народный депутат Порошенко находился в числе избранных народных депутатов на Владимирской горке рядом с Владимиром Путиным и 15-ю православными иерархами всего мира. Не додумался Петр Порошенко предложить Владимиру Путину конфетку, как некогда, будучи еще премьер-министром, Виктор Янукович. Смотришь, попустило бы провозвестника «русского мира», и не стал бы он обделять свой народ украинскими сладостями. А сам Порошенко не стоял бы перед угрозой потери дохода до 17 миллионов долларов в месяц...
Также по теме: Путин рассказал, насколько прочно духовное единство России и Украины
Причина очередной, теперь уже «кондитерской войны» России, ни для кого не секрет: Украина нужна ей в Таможенном, а не в Европейском Союзе. Отличием нынешней войны от предыдущих является то, что к так называемым проверкам качества продукции концерна «Рошен» подключились Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан. Как сообщила главный эксперт комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора министерства здравоохранения Казахстана Марал Рахимжанова, «на сегодняшний день получено официальное подтверждение от Роспотребнадзора о том, что продукция Рошен не соответствует техническому регламенту Таможенного союза. Аналогичные проверки начаты санитарной службой Казахстана. При выявлении несоответствия данная продукция будет у нас приостановлена».
С Казахстаном понятно, он, как и Беларусь, член Таможенного союза. А что в этой компании делает не стремящаяся в этот союз, технический регламент которого якобы нарушен, Молдова, которая сама пережила российские «фруктовую» и «винную» войны?
Не потому ли Таджикистан первым отрапортовал, что у него нет претензий к качеству продукции украинского производителя, что пока не стремится в Таможенный союз? По сообщению агентства ASIA-Plus, замдиректора Агентства по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при правительстве Таджикистана Ибодулло Курбонов сказал: «Мы постоянно проводим проверку продуктов, которые ввозятся в Таджикистан. Ни разу в продукции данной фабрики не было выявлено недостатков, вся продукция соответствовала нормативным документам Таджикистана. После того, как СМИ начали муссировать эту тему, мы по предложению министерства внутренних дел вновь провели проверку, но из того, о чем писали российские СМИ, ничего не подтвердилось».
По его мнению, «спор вокруг продукции Roshen — это политическая игра между Украиной и Россией». «Ведь не раз было, что Роспотребнадзор запрещал ввоз в Россию наших потребительских товаров. И каждый раз это было по политическим мотивам», — подчеркнул Ибодулло Курбонов.
Читайте также: Украина - сладкий приз в дуэли Европы и России
О том, что претензии к украинской кондитерской продукции — только первые выстрелы значительно более масштабной экономической войны, говорит бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко: «По моему мнению, случайных совпадений в заявлении Онищенко быть просто не может. После Roshen будут трубы, после труб — сыры, после сыра будет еще что-то. Это — одна и та же линия. Более того, я опасаюсь, что этим не ограничится, и чем ближе Вильнюсский саммит, тем угроза нестандартных ситуаций в Украине будет расти». Владимир Огрызко считает, что в «кондитерской» войне речь идет не о санитарных нормах, а «о попытке Кремля не выпустить бывшие советские республики из сферы своего влияния».
Ему вторит народный депутат от партии «Батькивщина» Юрий Стець, который приходится кумом Петру Порошенко. Сознательно воздерживаясь всю неделю от комментариев, чтобы не обвинили в родственной заангажированности, Юрий Стець все-таки написал на своей страничке в Фейсбуке: «Я, конечно, понимаю, что это война России против Украины, потому что после Roshen будут другие украинские производители», — заявил нардеп. По его мнению, ситуация с Roshen имеет целью склонить Украину к вступлению в Таможенный союз. «Европейцы и американцы, где также продается продукция Roshen, не имеют никаких претензий к качеству», — подчеркнул Стець.
Причину нападок на качество продукции концерна Roshen можно видеть и в политической деятельности Петра Порошенко. Как считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, «последний год Порошенко активно критикует возможность вступления Украины в Таможенный союз. Более того, политик неоднократно заявлял, что вступление в ТС не соответствует национальным интересам Украины... Кроме того, в прошлом году Порошенко поучаствовал в замеченном в РФ языковом скандале с этикетками на продукции его фабрики, отменив решение о выпуске продукции с русскоязычными этикетками». Претензии Роспотребнадзора могут быть вскоре предъявлены и к продукции находящейся в Российской Федерации Липецкой кондитерской фабрики Roshen, входящей в состав корпорации Порошенко, считает Руслан Бортник.
Также по теме: Украина никогда не отворачивалась от ТС
Показательно, что «кондитерская» война идет на фоне борьбы Украины за своего гражданина — пятидесятидевятилетнего рыбака Александра Федоровича. Он единственный выжил после столкновения в Азовском море украинского баркаса и катера береговой охраны Пограничной службы России. В этом столкновении четыре украинских рыбака погибли. Российские пограничники утверждают, что они хотели досмотреть баркас, на котором рыбаки занимались якобы незаконным выловом биологических ресурсов, и летели к нему на всех парах, но те совершили опасный маневр в результате которого сами и пострадали.
В интервью телевизионной службе новостей украинского канала «1+1» Александр Федорович рассказал об инциденте: «Они дважды нас так подрезали, было такое впечатление, что они хотели нас просто переехать. Парень, который стоял за рулем, я не знаю, как он дважды от них уклонился. А на третий раз они обошли нас сзади, развернулись и пошли в лоб тараном. Чистый таран был!» — заявил рыбак. Он также рассказал, что перед столкновением по рыбакам стреляли из автоматов, а после столкновения пограничники отказались вытягивать других пострадавших. «Ребята, вы же рядом, вот вы, прыгните. Только что же все произошло, может, кого достанете, успеете откачать что ли. Никто этого не сделал, один только крикнул: мы, мол, созвонились с МЧС, сейчас прибудет МЧС и будем искать», — сообщил Александр Федорович.
Дальше «братский гуманизм» проявили сотрудники, по словам рыбака, Федеральной службы безопасности: «Чтобы под нашу дудку плясал, а не будешь — мы тебе операцию делать не будем, и отправим тебя вместе с твоими друзьями. Я подписал бумаги, и они (имеются в виду работники ФСБ — авт.) теперь рады и довольны», — рассказал Федорович.
Читайте также: «Украинская специфика» - top-secrets российских архивов
Как сообщил агентству УНИАН генеральный консул Генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону Виталий Москаленко, Украина добивается возвращения своего гражданина на родину. Как пояснил дипломат, «в соответствии с двусторонним соглашением, акватория Азовского моря находится в общем пользовании двух стран. То есть, прибрежных вод здесь нет. Если бы они причалили к берегу, то было бы понятно, что они на территории России», — сказал Москаленко.
Думаю, что у российских пограничников бесполезно спрашивать, стоит ли защита биологических ресурсов Азовского моря в количестве 200 кг таких жертв? Ведь воины с автоматами, гонялись за украинскими моряками на мощном пограничном катере типа «Мустанг», вооруженном крупнокалиберным пулеметом и оснащенном водометом, позволяющим развивать скорость до 100 км/ч. Могут ли безоружные рыбаки на пластиковом суденышке с двумя двигателями типа «Ямаха» совершать «опасные маневры» против катера пограничников, который может быть водоизмещением от 18 до 35 тонн?
Неспровоцированная жестокость у российских военных может быть только в одном случае: индоктринация ненавистью. Но ведь это ненависть к православным соседям, выросшим в том же самом Советском Союзе, только не желающим вновь возвращаться на бывший скотный двор. Может, поэтому и ненавидят?