Сотни наказанных бизнесменов и отобранное имущество, названные предателями убитые люди - это то наследство, которое оставил режим Саакашвили грузинам.
А самым показательным образом президент наказал признанного символом братства осетин и грузин Гочу Дзасохова. Сначала президент надел на него венок величия, но потом, когда Дзасохов не подключился к его политической авантюре - объявил сторонником оккупантов.
Президент «Ассамблеи народов Грузии» Гоча Дзасохов не был в Грузии после августовских событий 2008 года, у него отняли имущество, а его семья подверглась публичным оскорблениям, хотя, как говорит он сам, правда в конечном итоге победит, и скоро наступят желанные минуты, когда он наконец вернется на родную землю.
О том, как собирается вернуться в Грузию, в чем видит ключ, который позволит Абхазии и Осетии повернуться в сторону Грузии, и какую роль он намерен выполнить в урегулировании отношений между братскими нациями, в эксклюзивном интервью Georgian times рассказал Гоча Дзасохов.
- Политическая реальность изменилась, грузино-российские отношения, пусть медленным темпом, но продвигаются вперед. Что планирует ваша ассамблея и какую роль она играет для еще большего углубления этих отношений?
- В первую очередь, хочу приветствовать всех, мои дорогие грузины. Что касается Ассамблеи народов Грузии, они играла не малую роль в том вакууме, который возник в грузинско-российских отношениях после 2008 года. После войны, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, ассамблея смогла сделать так, чтобы диалог между народами не прерывался. С этой целью и в Россию и в Грузию ездили делегации, чтобы мы могли говорить о болезненных вопросах, чтобы те грузины, которые связаны и живут в России, которые любят Грузию, с которой их связывают родственные связи, искусство, спорт, отказались от языка ненависти.
Ассамблея народов Грузии сыграла не малую роль среди тех мероприятий, общественных организаций, которые были подключены к диалогу между народами. Не только я говорю об этом, но и многие другие. Среди прочих, самое большое мероприятие прошло в Сочи, где собрались 3000 делегатов из Грузии и России.
Так же, чего стоит только то, что когда были закрыты границы, и с Северного Кавказа не удавалось попасть в Грузию, благодаря ассамблее в нейтральной зоне появился барельеф со словами Шота Руставели: «Кто друзей себе не ищет, самому себе он враг», и после этого власти Грузии открыли дорогу для жителей Северного Кавказа.
Благодаря посредничеству ассамблеи тюрьмы Грузии покинули несколько десятков граждан Осетии. В том, что сегодня есть стабильное и регулярное воздушное сообщение между Грузией и Россией, наша ассамблея тоже сыграла не маленькую роль. То, что беженцы находятся легально в Российской Федерации, в этом тоже есть большая помощь нашей организации.
Так же ежегодно мы награждали тех людей, которые внесли большой вклад в грузинско-российские отношения, эти люди сегодня являются представителями всех уровней властей России. Если все перечислять, то это далеко заведет нас.
Поэтому лучше говорить о действительности и будущем. В настоящее время после выборов в октябре в российско-грузинских отношениях появилась подвижка, и они перешли в совершенно другой аспект. Думаю, что реально уже это принесло результат, я подразумеваю возвращение грузинской продукции на российский рынок. А так же уже беспрепятственные визиты деятелей искусства и спорта в Россию. Послания России в адрес Грузии ежедневно отображаются в мероприятиях и положительных проектах.
Так же основной офис «Ассоциации народов Грузии», который был зарегистрирован в Москве, находится в процессе регистрации в Грузии, и, думаю, что в пятую годовщину войны мы организуем большой обобщающий конгресс, наметим новые планы для большего углубления грузинско-российских отношений.
- Расскажите более конкретно о том, какие проекты намерены осуществить?
- Это в основном будет связано с экономическо-гуманитарными проектами для укрепления народной дипломатии между народами. Первое мероприятие - объединение грузинской эмиграции в Афинах. Мы проведем мероприятия на горе Олимп, в котором примут участие грузины проживающие в 25-27 странах, которые связаны с ассамблеей, которые судьбою заброшены в разные страны. Это произойдет в октябре.
- А когда вы намерены вернуться в Грузию?
- Я никогда не уезжал из Грузии, я сегодня там душой, сердцем, виртуально. Новые власти ведут дела так, что, думаю, вернусь не только я, но и все, для того чтобы делать добрые дела для своей родины. Вероятно я дождусь выборов, чтобы исполнилась мечта грузинского народа и ушло «зло». Помните как в «Деснице великого мастера» - «Может унесет эту нечисть и зло, которое уродует страну». (Смеется) После этого я приеду, куда я денусь.
- Кроме планов ассамблеи, чем вы еще намерены заняться в Грузии после возвращения? У вас было предприятие по переработке фруктов и другой крупный бизнес. Продолжите ли вы эту деятельность?
- Хлеб должен печь пекарь - очень верное высказывание. Каждый должен делать свое дело. Сегодня в Грузии, начиная с села и заканчивая городом - все стали политиками, думают не о том, чтобы все делали то дело, которое доступно, с большим патриотизмом делать дела для страны, с большим профессионализмом и душой. Что касается моего плана, я глубоко убежден, что направление, которое считают приоритетом и нынешние власти - в сельском хозяйстве, это перерабатывающая промышленность. С этой точки зрения, исходя из моего опыта, и моими связями в экономическом плане, которые накопились за эти годы, думаю, что смогу сделать многое для страны.
Я уже запланировал, как должно это осуществиться, в каких районах должны быть созданы рабочие места. Это не простые слова, это объективная истина. Я могу создать такое производство, которое будет показательным в Закавказье. Переработка фруктов в Грузии имеет серьезный потенциал. Надеюсь, в будущем, власть не будет игнорировать желание и возможности людей, пойти на пользу стране.
- Вы отметили, что для осуществления больших проектов необходима поддержка властей. Были ли у вас какие-либо контакты с новыми властями, и какие-то предложения? В свое время, вы пользовались поддержкой прежних властей, и мы все вместе увидели, что случилось затем...
- Я пока ожидаю президентских выборов, после того, как Грузия окончательно освободится от Саакашвили, я уже открыто обращусь к новым властям, чтобы предложить им то, о чем говорю, в качестве проекта, с учетом всего, и я верю, что это будет иметь поддержку.
- После возвращения намерены ли вы повести правовую борьбу для возвращения отобранных заводов? В ином случае вам придется заново создавать инфраструктуру, в которую вы вложили миллионы...
- В 2008 году, капитализация, которую я осуществил в свой бизнес, составила 150 миллионов. По заключению международного аудита. Но я оставил все это, когда после Олимпиады в Китае, больше не вернулся в Грузию. Тогда, я ни на минуту не задумался, так как считал и считаю, что остался верен себе, детям, друзьям и трезвомыслящей части Грузии. То что все это вернется, и встанет в режим, в котором должно быть - это аксиома. Просто знаете за что у меня болит сердце?! За то что за пять лет они не смогли запустить в производство три предприятия на уровне «хайтек» - «Гурджаани», «Кобулети» и «Перерабатывающий комбинат в Агаре». 700 тонн концентрата, до сих пор лежит на складе в «Кобулети». 700 тонн - это приблизительно 2 миллиона лари, которые могли пойти хотя бы на пенсионеров одного региона. Вот такое вредительство совершали прежние власти.
Я не стыжусь ни дней, которые прошел вместе с ними ни сотрудничества с ними, но когда они начали совершать насилие над свое нацией страной, тогда наши пути разошлись. Я верующий человек, христианин, никому не желаю смерти, пусть Бог простит и я прощу. Но придет время, и загляну в глаза Мишико...
- Предыдущие власти, завели страны в еще больший тупик в плане отношений с абхазами и осетинами. Какой выход вы видите из этого тупика?
- Единственное что сегодня поможет восстановить отношения и восстановить мосты с нашими соседями, потерянными братьями - экономические проекты. Политические ключи лежат только и только в экономических проектах. Если у нас получится быть привлекательными для абхазов и осетин, для соседней России, чтобы через территорию Грузии были восстановлены некоторые международные проекты, будь то нефть, энергетика или направление связи, поверьте, что затем, решить политические вопросы будет настолько легко, что мы останемся удивлены.
- Что вы конкретно подразумеваете под большими проектами? Так же интересно, после возвращения, подключитесь ли вы к деятельности фонда соинвестирования, который создан по инициативе премьер-министра Иванишвили?
- Я обязательно планирую сотрудничать с этим фондом. Скажу в каком плане. Мы всегда слышим, что мы являемся важным звеном коридора между Европой и Азией, хотя неверно делать акцент только на транзит нефти. Надо обратить внимание на такие направления и стратегические продукты, как зерно, сахар, заменители сахара. Я начал работу в этом направлении, и намерен довести ее до конца. Думаю, что инвестиционный фонд, о котором вы сказали, заинтересуете этим проектом, и вместе со мной осуществят это большое стратегическое дело.
Континенты, которые производят эту продукцию, для того чтобы попасть в Азию, должны использовать Черноморский участок Грузии. Моя идея заключалась в создании зернового коридора. В портах Поти и Батуми были бы построены терминалы, и в стране в качестве переходного остатка у нас были бы полмиллиона тонн зерна, так же полмиллиона тонн сахара, которые были бы привязаны к индексам международных бирж, и в стране фактически был бы искоренен дефицит этих двух важнейших продуктов.
Когда мы говорим о больших проектах, важно, что одна из крупнейших финансовых империй России «Газпром» вложил большие деньги и довел серьезный газопровод до Цхинвали. Это не означает, что в настоящее время это приносит финансовую прибыль компании. Этот проект сел приблизительно до полумиллиарда долларов. Он будет оправдан только в том случае, если проходом через Грузию, подсоединится к турецкому газопроводу. То, что сегодня на территории Северной Осетии сегодня функционирует «Зарамаг ГЭС», тоже не оправдано финансово, если произведенная там энергия, через Грузию не попадет в Турцию или Южную Европу, а Грузия будет получать прибыль как проводник. Так что, проекты, о которых я говорил, одним взмахом руки могут стать предпосылкой для решения наших проблем. Для того, чтобы осуществить все это, мы не должны говорит друг с другом на языке ультиматума, не должны говорить, что если мы завезем несколько миллионов бутылок, потом проведем референдум, чтобы грузинский народ решил, как попасть в Евросоюз - через НАТО, или наоборот. Подобных ультиматумов не должно быть.
- Вы затронули тему вступления в Североатлантический альянс и европейские структуры. Как вы думаете, какова реальность, сможет ли Грузия вступить в военное политическое объединение?
- Я думаю, что наша страна не должна стремиться в ту организацию, политическое будущее которой, почему то туманное. Грузия, которая сохраняет свою историю и самобытность на протяжении тысячелетий, должны избрать совершенно иной путь. Исходя из моего мировоззрения, не только последние годы, но и всю жизнь я думаю, что у нас должен быть международный статус в виде политического нейтралитета. Геополитическое пространство мира сегодня созрело для того, чтобы на этом разделении Европы и Азии была бы платформа, место для решения политических или экономических отношений. Грузия по всем данным удовлетворяет это. Кроме того, что мы можем хотеть этого, и в решении этого мы видим проблему, и этой проблемы не будет. Думаю, что самые большие игроки - США и Россия, поддержат эту идею, если она будет верно представлена и основана на воле грузинского народа. То чтобы у нас был нейтралитет и мы бы представляли функцию экономически-политического арбитра между Европой и Азией, хорошо и для этих двух стран. Самая большая опасность, которая может угрожать в случае членства Грузии в НАТО - это военные действия. Поэтому Россия первой даст согласие, на то, чтобы у Грузии было нейтральное конфедерационное устройство, так как в этом случае, не будут угрожать политические и военные действия.
- Вы говорите о будущем устройстве Грузии. Что может быть сделано для того, чтобы Россия не продолжала мешать отношениям грузин с абхазами и осетинам. Вы тот человек, для которого одинаково близки и осетины и грузины, как мы должны суметь сблизится с осетинами и абхазами после того, как была пролита кровь?
- Давайте я перенесу это в разрез более конкретных отношений - Я и Малхаз Гулашвили работали под одной крышей 2 года. Мы часто ругались, но наша ссора была секундной, при нашем примирении, восстановлении отношений, мы не говорили друг другу плохое. В целом так и есть. До тех пор, пока грузины и осетины, не будут обращаться друг к другу так, какие мы есть исходя из нынешней реальности, пока в Грузии раз и навсегда не будет определено обращение: наши осетины, мы хотим братства и любви с вами, и пока будут термины т.н. Южная Осетия, Самачабло - мы не достигнем никакого успеха. Очевидно, что сегодня самый большой ключ наших отношений лежит в России, и я отметил, что когда Россия убедится, что от Грузии нет военно-политической угрозы, она поддержит восстановление отношений с абхазами и осетинами и какую-то конфигурацию сосуществования. Это не простые слова, наше историческое прошлое дает оптимизм на то, что в будущем мы помиримся, и наше братство укрепится в красивой конфигурации, в рамках евразийского пространства.
- Хотя сегодня иная реальность. Несмотря на попытки властей Грузии упорядочить отношения с Россией, мы получили новые заграждения из колючей проволоки вдоль т.н. границ...
- Если смотреть в глаза реальности, факт что Южная Осетия строит свою государственность, в настоящее время ее признали три или пять стран. Не буду больше говорить о том, что было в 2008 году и как мы потеряли территории. Все знают это. Хочу задать один вопрос: пришли новые власти, до выборов все говорили, что мы должны извинится перед осетинами и абхазами, но после того кто-либо из официальных лиц сделал что-то подобное? Еще в 2009 году, когда еще не зажили раны между двумя народами, Малхаз Гулашвили был одним из первых, который приехал в Россию, вышел в зал, где сидели родители парней, погибших в войне, и сказал что сожалеет из-за этой страшной трагедии. Многие люди сделали так же, но официальная сторона никогда не делала этого. Понятно, что политически, исторически это наша территория, она принадлежит Грузии, но может мы сделаем шаг на встречу.
- Понятно. Но заграждения возводят русские, а не осетины.
- Я еще и еще раз говорю, что если мы не будем говорить друг с другом на языке ультиматумов, все завершится хорошо. К примеру, наш Патриарх был в России, я смотрел, какой он поднял вопрос. Эти люди говорят о христианском единодушии, вере, но, сразу как покидают стол переговоров, вновь проявляется торг, язык ультиматума. Думаю, что если мы достойные христиане, и если не кривим душой, и со стороны России и со стороны Грузии в первую очередь мы должны сделать ход без всяких политических ультиматумом, и я убежден, что те колючие заграждения снимут так же, как их и поставили. В конце концов была разрушена Берлинская стена. Понятно, что Берлинская стена делила один народ на две части. Но, не стоит забывать, несмотря на то, что я осетин, я вырос в Грузии и это моя страна, и поэтому я думаю, что никто не сможет разорвать меня, или сотни тысяч таких как я.
- Вы затронули тему визита Патриарха. Поговорим об этом более детально, встречались ли вы лично с его преосвященством?
- Да. Я встретился с Патриархом до его встречи с властями России, и поблагодарил за ту большую поддержку, посредством которой, десятки осетин, освобождены из тюрем Грузии. Между прочим, именно благодаря ему, и с осетинской стороны пошли аналогичные ответы. В настоящее время, если кого-то задерживают в Цхинвали, то освобождают через 5 дней.
Во время разговора со мной, Патриарх сказал, что основные вопросы которые будут рассматриваться с властями России, это очертания церквей Абхазии и Осетии. С тем, чтобы автокефалия Грузии оставалась в этих границах, в которых в настоящее время признает российская и мировая православная церковь. Наш Патриарх достиг победы, и ему подтвердили это. Вторым важнейшим достижением был гуманитарный шаг, и где бы какой бы не был режим, он не сможет помешать этому. Никто не сможет воспрепятствовать тому, чтобы люди увидели свои дома, будет это Сухуми, Ахалгори или другое место. Придет время, и мы обязательно выйдем на Псоу...
- Хотя за заявлением Патриарха о возвращении беженцев последовал определенный протест. Было сказано, что церковь не должна вмешиваться во внешнеполитические отношения...
- Когда страна не может установить отношения с соседней страной, духовенство не только должно подключаться к этому, но и брать на себя инициативу. Тем более, что русские и грузины веками молятся одним иконам. В мировой истории, роль церкви в политике всегда была велика, и перечисляя это, мы зайдем далеко.
А те люди, которые противостоят этому, вероятно выполняют заказ, и для них не важны не только христианские ценности, у них вообще нет нравственности и они заняты бессмысленными авантюрами.
- После смены власти прошло уже девять месяцев. Какие вы видите результаты и чего ожидаете в будущем?
- Это не настолько большое время, чтобы незамедлительно исправилось все то, что было вверх дном и на протяжении этих 9 лет, и еще с более раннего времени. Хорошо уже то, что мы с вами сейчас говорим по »Скайпу» без страха, свободно говорим то, о чем думаем. Хорошее то, что множество людей арестованных по абсурдным обвинениям покинули тюрьмы, в том числе и сам Малхаз, который без вины сидел за решеткой.
Но факт, что вмести с Иванишвили во власти, как «троянский конь», пришли политические политические «проститутки» Поэтом, так же факт и то, что после президентских, необходимо провести новые парламентские выборы. Согласно Конституции, выборы доложен назначать президент и это неизбежно, чтобы раз и навсегда молодое вино, настоялось. Думаю, что у Бидзины Иванишвили есть возможность сделать все это. Один человек сказал, и хочу повторить - когда умный видит цель, пытается попасть своей стрелой в цель, а мудрый не допустит того, чтобы стать для кого-то мишенью. Я хочу видеть наши нынешние власти в качестве этого мудреца. А мы все должны оказывать содействие, что может сделать премьер в одиночку, Бидзина Иванишвили не сможет сделать Ноев ковчег, посадить в него Грузию и спасти. Но, я читаю, что он патриот нашей страны, и не оставит население в этом политическом водовороте. Думаю, что он уйдет из власти только тогда, когда уже будет понятен курс страны. А до этого, если мы все объединимся целенаправленно, по мировоззрению и будем делать то, что можем, думаю, то мы спасем страну.
(Авторская орфография и пунктуация преимущественно сохранены)