Хотел написать - длинно, но задумался - а нужно ли? Непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии было неожиданным и сильным шагом, но в современном скоротечном мире все забывается и теряет вес.
Тогда решение официального Минска (особенно, если было бы противоположным), действительно много весило: признала Россия, признала немаленькая европейская страна, так сказать основательница ООН, ссылаясь на пример Белоруссии, Москва могла бы заставить и какую-то другую страну из состава СНГ признать, а дальше может и другие бы согласились. А так тогдашнее решение Александра Лукашенко фактически предопределило нынешнюю ситуацию, где две грузинские автономии признает фактически одна Россия. Можно предположить, что и тогда и позже на все уговоры Москвы кандидаты в «признаватели» отвечали - ну если уж ваш ближайший союзник, почти что ваша провинция, не признает, то чего вы от нас хотите?
Это решение Белоруссии сыграло ключевую роль в начале процесса нормализации отношений с Евросоюзом. Не то, что бы главную, но все же пока в 2008 году на свободу не вышел последний политзаключенный, «медовый месяц» не начинался. Однако и непризнание, и в первую очередь сама война диктовали новое видение мира, мира, в котором вопросы международной безопасности вышли на первый план, оттеснив на второй и третий все остальные.
Тогда Запад в той или иной степени был готов идти навстречу любым соседям России, независимо от их внутреннего устройства, для того чтобы способствовать укреплению их независимости.
Но, как писал классик, нет того, что было раньше. В первую очередь потому, что не сбылись катастрофические прогнозы, согласно которым война на Кавказе - пролог именно военных попыток Москвы установить свой контроль над бывшими советскими республиками. Забыто сейчас, но тогда всерьез обсуждалось, кого следующего «принудят к миру» - Молдову из-за Приднестровья, Украину из-за Крыма или кого другого. Можно много спорить о причинах, важен факт - никого.
Война с Грузией была ужасным, опасным, угрожающим, но эпизодом, а не началом новой, силовой политики.
Это не значит, что Москва забыла о своих планах регионального доминирования. Отнюдь, свидетельство тому - амбициозный проект Евразийского союза, который она целенаправленно реализует. Но не военными средствами, а это на самом деле имеет значение.
Имеет и в том смысле, что приоритеты, порожденные страхом войны и ее дальнейшей эскалации, вновь сменились на более привычные. Разумеется, это гипотеза, но полагаю, что если бы кошмар 19 декабря 2010 года состоялся на два года раньше, «медового месяца» может и не было бы, но реакция Запада была бы более сдержанная, чем она была в 2010 и последующих годах, когда геополитика уступила место политике. Не то, чтобы политика за это время повернулась на 180 градусов, просто в определении «деспот, управляющий соседом России» акцент со второй части снова перешел бы на первую.
Соответственно, и непризнание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии стало уже фактом, который не может быть изменен, а потому он не оказывает слишком уж большого влияния на текущую политику. Такое признание сейчас вызвало бы хохот всего мира - мол, проснулись белорусы, наконец, разобрались. К тому же это в принципе не могло бы породить цепь признаний - проехали, эти две непризнанные республики имеют такой же статус, как Северный Кипр, признанный одной Турцией, и так будет если не навсегда, то надолго.
По мнению некоторых экспертов, проект Восточного партнерства стал своеобразным ответом Евросоюза на августовскую войну 2008 года. Но, так выглядит, что плоды и этого проекта в отношении Белоруссии, если и были, то остались либо в мечтах либо в прошлом. Так же, как в свое время с программой НАТО «Партнерство ради мира»: кто хотел, тот использовал ее так, что стал членом альянса, кто не хотел, как Белоруссия - для того программа осталась приятным занятием для пары чиновников в погонах или без.
От непризнания независимости грузинских автономий официальный Минск сумел получить от Грузии определенную пользу. Не то, чтобы очень, но Михаил Саакашвили довольно добросовестно исполнял роль адвоката Лукашенко на различных международных площадках. Но и здесь выглядит, что проехали - власть в Тбилиси изменилась, Иванишвили предпочитает налаживание отношений с Россией. Это не значит, что новые руководители Грузии начнут поносить «последнего диктатора Европы», все же определенная, скажем так, геополитическая благодарность сохраняется, но не более того.
Так что по большому счету эхо той войны в Белоруссии стихло. Для Грузии, разумеется, нет, может и для всего Южного Кавказа - нет, а для Белоруссии - да.
Разумеется, никуда не делась стремление России доминировать в регионе. Но пока она это делает мирным путем, это не порождает соответствующей реакции. В 2010 году, во время визита президента Обамы в Прагу, один из его советников провел встречу с представителями ряда восточноевропейских стран. Последние жаловались на попытки россиян контролировать политику их стран. На что американский гость сказал: «Мы имеет обязательства защищать вас от русских танков. И мы выполним это обязательство. Но мы не будем защищать вас от российских банков, тем более что вы сами с удовольствием с ними сотрудничаете».
Перед Белоруссией США не имеют юридически значимых обязательств по защите ее даже от российских танков. Ну а от банков и подавно.
Перевод: Светлана Тиванова.