Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лавров и Шойгу в гостях у Керри и Хейгела

Белый дом считает встречу министров конструктивной

© REUTERS / Gary CameronСергей Лавров и Джон Керри
Сергей Лавров и Джон Керри
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После отказа президента Обамы приехать в Москву на саммит с Владимиром Путиным, запланированная в Вашингтоне встреча министров иностранных дел и обороны двух стран оказалась под вопросом. Тем не менее, Сергей Лавров и Сергей Шойгу приехали в Вашингтон к Джону Керри и Чаку Хейгелу, провели переговоры, и встреча получилась вполне благожелательной.

После известия об отказе президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы приехать в Москву на саммит с российским лидером Владимиром Путиным, запланированная в Вашингтоне встреча министров иностранных дел и обороны двух стран оказалась под вопросом. Тем не менее, Сергей Лавров и Сергей Шойгу приехали в Вашингтон к Джону Керри и Чаку Хейгелу, 9 августа провели переговоры, и эта встреча получилась вполне благожелательной.    

По ее окончании министр обороны России Сергей Шойгу удовлетворенно сообщил журналистам, что ведомство его американского коллеги приняло приглашение участвовать (правда, пока непонятно в какой роли) в учениях «Запад-2013», которые должны состояться в сентябре этого года. Сергей Шойгу, подытоживая свой разговор с Чаком Хейгелом, выглядел оптимистично: «Если что-то и изменилось, то изменилось скорее в положительную сторону, мы не видим каких-либо угроз. Я не почувствовал каких-либо опасений по поводу наших дальнейших диалогов и по поводу того, что мы, говоря исключительно о военном сотрудничестве, видим какое-то охлаждение – скорее наоборот», – заявил министр обороны России.

Старался выглядеть оптимистом и глава российского МИДа Сергей Лавров, отрицавший в общении с журналистами, что в отношениях двух стран появились элементы «холодной войны»: «Я думаю, что все, что мы сегодня сказали с Сергеем Кужугетовичем о нашей работе с Джоном Керри и Чаком Хейгелом, говорит о том, что у нас нет никакой холодной войны. Наоборот, у нас самое тесное партнерство. И очень хороший потенциал для его укрепления. Сноуден – это аномалия, я считаю… Я не вижу каких-либо причин по итогам сегодняшней встречи, которые позволяли бы говорить, что наши отношения отброшены назад».

Правда, позже словосочетание «холодная война» употребил сам Барак Обама: на пресс-конференции в Белом Доме он сказал, что с возвращением Путина в Кремль произошла активизация «каких-то старых стереотипов времен «холодной войны». Но Сергей Лавров, делая свое оптимистичное заявление, еще не знал об этой фразе президента США.

Военный обозреватель и шеф-редактор «Ежедневного журнала» Александр Гольц считает, что после отказа Обамы ехать в Москву сложилась нештатная ситуация, и «на долю двух министров выпала неблагодарная роль, так сказать, собирать черепки разбитого горшка». Эксперт в интервью Русской службе Голоса Америки высказывает мнение, что министры с этой задачей, в общем, справились: «Получилось нечто позитивное. Смотрите, еще недавно Россия говорила, что она не обязана приглашать на маневры никаких иностранных специалистов, это, по словам наших военных, было внутренним делом. Сейчас американцев пригласили поучаствовать в учениях ''Запад-2013'', которые вызывают немало вопросов, в частности, в странах Балтии и в Польше. Более того, господин Шойгу сказал, что есть даже понимание по проблеме ПРО! И Лавров говорит, что саммит (Обамы и Путина – Д.Г.) не отменен, а лишь отложен, как будто у Обамы есть что-то вроде контрамарки на визиты в Россию, мол, пусть приезжает, когда захочет», – отмечает Александр Гольц.

По словам шеф-редактора «Ежедневного журнала», такой примирительный тон был взят российской стороной по следующим причинам: «Москва не ожидала отмены визита, она не знает, чем заполнить паузу в отношениях, объявленную Обамой, и более или менее понятно, что господин Лавров и господин Шойгу получили указания как-то сгладить противоречия».

Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорит, что «в этих переговорах дипломатов и военных – то есть, тех групп в России и США, которые не доверяют друг другу сильнее всего – есть и парадокс, и его отсутствие». Эксперт объясняет необходимость таких контактов при нынешнем уровне отношений двух стран простым прагматизмом:

«Сохраняется целый ряд вопросов, требующих утилитарного взаимодействия: согласование позиций по Сирии, договоренность по дальнейшим действиям вокруг Афганистана, и не зря Лавров педалировал афганскую тему на итоговой пресс-конференции. Никто также не отменяет необходимость борьбы с терроризмом: давайте вспомним теракт в Бостоне, и на какой-то момент из-за этой трагедии между Россией и Штатами наблюдалось сближение».

Вместе с тем, после заявления Барака Обамы о паузе для переосмысления отношений с Россией, по мнению Владимира Слатинова, «в Вашингтоне станут гораздо жестче комментировать те вопросы внутриполитической жизни России, по которым в последние несколько лет американская администрация высказывалась достаточно сдержанно». Политолог считает, что «Обама считает себя лично уязвленным историей со Сноуденом, а в общественном мнении и в политическом истеблишменте США уже сейчас любая инициатива на смягчение требований к Москве вызывает непонимание и неприятие».

Владимир Слатинов соглашается с мнением Александра Гольца о том, что отмена визита Барака Обамы в Россию стала для Кремля неожиданной: «Москва, привыкшая к некоторой мягкости Обамы, конечно полагала, что историю со Сноуденом Обама ''съест''. Но такое ''съесть'' без серьезнейшей потери лица было невозможно».

 

Русская служба «Голоса Америки» сообщает: Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни сообщил, что встреча американских и российских министров была конструктивной. По его словам, стороны обсудили способы продолжения сотрудничества в важных сферах по вопросам безопасности и экономики.