В недавно опубликованном поздравительном послании президент Абдулла Гюль призвал к решению проблем страны с помощью демократических методов и концентрации на цели членства Турции в Европейском союзе в сочетании с необходимостью демократического развития.
Хотя этот призыв был обращен ко всем, основной адрес – несомненно, премьер-министр Тайип Эрдоган и его правительство. Что заставило президента Турции привлечь внимание к задаче по вступлению в ЕС в своем праздничном послании, и какое значение имеет акцент Гюля на Европе в условиях, когда ЕС не ждет Турцию с распростертыми объятиями?
Очевидно, начиная с 2005 года, в отношениях Турции и ЕС наблюдается регресс, с одной стороны, в силу кипрского конфликта, с другой – ввиду политической атмосферы континентальной Европы, определяемой Германией и Францией. В то же время все большее внимание к политическим отношениям со странами Ближнего Востока с акцентом на культурных элементах (включая религиозное сходство), а также увеличение объемов торговли Турции с востоком и югом, еще более отдаляет Турцию от ЕС в последние годы.
Читайте также: СМИ Турции о переговорах Эрдогана и Путина
Политика «ноль проблем с соседями» преодолела психологический порог благодаря тому, что в 2008 году Гюль установил отношения с Арменией, и достигла вершины в 2009 году в результате визита новоиспеченного министра иностранных дел Ахмета Давутоглу в столицу Регионального правительства Курдистана в Ираке – Эрбиль. Но, как бывает при любом движении к вершине, в том же 2009 году в этой политике стал наблюдаться спад.
Турция, проводившая совместные с Ираком и Сирией заседания совета министров и игравшая роль посредника между Сирией и Израилем, из-за жесткой политики Тель-Авива в отношении Газы и кризиса «Голубая Мармара» в 2010 году прерывает отношения с Израилем, а на следующей после Туниса остановке «арабской весны» – в Ливии – первые потрясения касаются отношений Турции с арабскими странами.
Когда «Братья-мусульмане» начинают контролировать центр в Тунисе и Египте, воспринимая в качестве примера ориентированную на всеобщие выборы политику Партии справедливости и развития Турции, вновь найдя в себе мужество, Анкара излишне вмешивается в гражданскую войну в Сирии (помимо гуманитарной миссии в связи с оказанием помощи беженцам), оппозицией в которой опять же руководят «Братья-мусульмане». В настоящее время «арабская весна» в Сирии и Египте, очевидно, села на мель, а в Тунисе и Ливии с каждым днем нарастает беспокойство.
Также по теме: СМИ Турции - «Запад против нашего успеха»
До избрания президентом в 2007 году Гюль выполнял обязанности премьер-министра и министра иностранных дел в правительстве Партии справедливости и развития. Ранее в течение 10 лет он участвовал в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. До прихода в политику он работал на Ближнем Востоке, главным образом в Саудовской Аравии. Таким образом, он обладает вполне достаточным опытом, чтобы турецкому народу и правительству дать адекватный совет относительно наилучшего пути для Турции с точки зрения ее интересов в Европе и на Ближнем Востоке. Есть еще один момент: Али Бабаджан, который возглавлял внешнеполитическое ведомство между Гюлем и Давутоглу, в настоящее время занимает пост вице-премьера, ответственного по экономическим вопросам. 6 августа Бабаджан заявил о том, что Турции, возможно, придется понизить запланированные темпы роста и годовой уровень экспорта. Также он добавил, что причина состоит не столько в протестах в связи с парком Гези, сколько в глобальных экономических событиях, происходящих под воздействием Федеральной резервной системы США.
Однако Бабаджан, как никто другой, осознает, что распространяемая в ходе событий вокруг парка Гези и впоследствии риторика, направленная против западных финансовых учреждений, СМИ и властей, а также позиция турецкого правительства в отношении банков, крупных компаний и завершенных тендеров, окажут негативное влияние на приток иностранного капитала в Турцию. Более низкий доход не приводит к более развитой демократии, но чем больше демократии – тем выше доход.
Президент Гюль понимает, что развитие отношений Турции и ЕС не только во власти Турции, и таким образом подчеркивает, что особенно в состоянии неопределенности на Ближнем Востоке Турции необходимо сосредоточиться на демократических и экономических ценностях США. Поэтому его предостережение необходимо считать конструктивным и заслуживающим внимания с этой точки зрения.