Детальный анализ исследований, опубликованных за последнее столетие, указывает на отрицательное соотношение между умственными способностями и религиозностью. Их авторы полагают, что сильный ум берет на себя те функции, которые обычно исполняет вера.
Научному сообществу становится все более очевидным, что между умственными способностями и религиозностью существует взаимосвязь, но она имеет отрицательную направленность: люди с более развитым умом не склонны к религиозности. По крайней мере, таков главный вывод, который был сделан на основе анализа трудов, изучавших взаимозависимость между умом и верой с начала XX века. По мнению авторов анализа, религия выполняет целый ряд функций, благодаря которым человек осознает свое происхождение. Однако, в силу своих более развитых умственных способностей, все большему числу людей Бог становится не нужным.
В работе, опубликованной в Personality and Social Psychology Review, обобщены все исследования о взаимосвязи между религиозностью и умом. Задавая такие ключевые слова как коэффициент интеллекта, ум, познавательные способности, религия, духовность и религиозные верования, авторы изучили все находящиеся в базе данных Американской ассоциации психологии исследования по данному вопросу.
Кроме того, они просмотрели одну за другой все статьи, напечатанные в научных журналах, специализирующих на научной тематике, а также в поисковой системе Google, вводя туда комбинацию слов религия + IQ + ум.
В результате были обнаружены 62 работы. В большинстве из них умственные способности оценивались при помощи IQ тестов, или, когда речь шла о студентах, при помощи экзаменов на пригодность. Способы измерения религиозности были самыми различными, начиная со шкалы религиозных верований и заканчивая вопросами вроде «ходишь ли ты в церковь?» Ученые закодировали все эти значения, чтобы провести статистическое сравнение.
«53 исследования показали отрицательную взаимосвязь, а 10 – положительную», утверждается в работе. То есть, со статистической точки зрения, высокие значения в переменной составляющей A (ум) соотносятся с низкими значениями в переменной составляющей Б (религиозность). Кроме того, в 33 исследованиях отрицательное соотношение было весьма показательным: значения вряд ли могли быть вызваны случайностью или ошибкой при выборке.
Однако соотношение не означает причинно-следственную связь. «Мы не знаем, существует ли причинно-следственная связь и не исключаем других возможных факторов, которые могут повлиять на соотношение», - считает Мирон Цукерман, преподаватель психологии в Университете Рочестер (США). Они проанализировали другие переменные величины, такие как возраст, пол, расовая принадлежность и образование. Первые три не оказывали влияния на соотношение, а что касается последней, только в одном исследовании говорилось о существовании соотношения, но оно тоже было отрицательным.
Изучение этого спорного взаимоотношения между умом и религиозностью началось в Университете Айовы в 1928 году. Два ученых самостоятельно изучили соотношение между чувствами, моторно-двигательными и познавательными способностями и религиозностью. Тест на интеллект был включен в перечень заданий, который должны выполнить все субъекты исследования. Оба ученых пришли к выводу, что чем выше умственные способности, тем ниже религиозность.
По прошествии 30 лет, ученый Майкл Аргайл (Michael Argyle) собрал все опубликованные к тому времени исследования, проведенные с молодежью и студентами, и пришел к схожему выводу:«умные студенты менее склонны к религиозным учениям и к принятию веры». И все же, в 60-е годы большинство исследований указывает на положительное соотношение или вообще на отсутствие соотношения между религиозностью и умом. В ряде работ при объяснении атеизма или религиозности особая роль отводится посреднической роли социальной среды, в которой растет и развивается человек.
В последнее десятилетие наука вновь обратила свой взор на этот вопрос, и практически все исследования указывают на слабую связь между умственными способностями и религиозными убеждениями. В 2009 году исследование, охватившее 137 стран, вновь выявило отрицательное соотношение между умственным развитием и религиозностью.
Ум заменяет религию
Во второй части монографии авторы, не утверждая, что существует причинно-следственная связь, пытаются объяснить, почему люди с высокими умственными способностями обычно менее религиозны. В этой связи выдвигаются три гипотезы. С одной стороны, атеизм можно рассматривать как одно из проявлений нонконформизма. Люди, обладающие высоким интеллектом, с меньшей вероятностью согласятся с ортодоксальными религиозными нормами. Вторая вероятность связана с познавательными способностями. Умный человек не может принять верования, не поддающиеся эмпирическому анализу или логическому объяснению. Его способ познания, скорее аналитический, чем интуитивный, не может воспринять религию. Это наиболее распространенный тезис современной эпохи.
Однако исследователи делают ставку на то, что они называют функциональной эквивалентностью. Если религия сохранилась в течение стольких тысячелетий, так это потому, что она отвечает определенным человеческим потребностям. Как считают авторы исследования, ум тоже может удовлетворить эти потребности. Так, религия призывает к эмоциональной уравновешенности, рисует картину предсказуемого и упорядоченного мира. Она учит человека контролировать свое поведение, выстраивая его в соответствии со стоящими задачами. Религия также повышает самооценку человека. И, наконец, вселяет уверенность, когда наступают неспокойные времена. Как явствует из научного труда, ум тоже в состоянии решать эти задачи.
«Одна из функций религии заключается в выработке ответов на вопросы бытия. Я считаю, что высокоразвитый ум тоже дает ответы на эти вопросы», - считает Цукерман. Но у религии есть одна функция, которую разум не может заменить, и по этой причине исследователи не включили ее в понятие функциональной эквивалентности: «Единственная оговорка, которая у нас есть по этому вопросу, заключается в том, что, отвечая на вопросы, касающиеся бытия, религия в определенной степени помогает преодолеть страх смерти. Как мы уже указывали в исследовании, у нас нет результатов исследований, указывающих на то, что ум осуществляет аналогичную функцию».
Сверходаренные дети
Существуют два труда, которые удостоились особого внимания со стороны исследователей. В 1921 году Льюис Терман начал исследование сверходаренных детей, которое продолжается и по сей день. Терман пытался выявить генетические основы их одаренности. Но наблюдение за 1,5 тысячью детьми со средним IQ выше 135 в течение их жизни включало анализ ребенка по мере его роста, включая его взгляды и религиозные чувства. По шкале от нуля до четырех (где ноль означал то, что они не придавали ни малейшего значения религии или даже были антирелигиозными), дети с повышенными способностями по своему развитию значительно отставали от своих среднестатистических сверстников. Кроме того, их религиозность с годами падала. Согласно последним данным от 1991 года, у сверходаренных детей в преклонном возрасте это значение равно 1,45 в то время как у остальной части населения этот показатель составляет 3,50.
В 1989 году еще одно исследование, проведенное со сверходаренными детьми, дало аналогичный результат. Тогда обследовали детей из начальной школы Hunter College. В этом нью-йоркском учреждении обучаются только сверходаренные дети. Людям, которых исследовали, было тогда от 38 до 50 лет. Когда они пошли в школу, их средний IQ равнялся 140. Это исследование отличалось от исследования Термана, потому что в ходе него людей спрашивали о возможных источниках их личного удовлетворения, и при этом в списке была религия. Лишь 0,4% упомянули в этой связи религиозные ценности.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
una que cree
Послушайте, столько часов потрачено на то, чтобы придти к «выводу», о котором уже возвестил сам Иисус: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;» Если были вы читали Священные книги, то сэкономили бы и время, и деньги.
guitarrasinlimites
Полагаю, что для начала надо дать определение, что такое ум. Я знаю верующих и при этом очень умных людей и весьма недалеких атеистов. И наоборот. Увязывать ум с атеизмом – слишком упрощенный подход.