Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайское лобби - очень сильное

© flickr.com / Dan.. Флаг Казахстана
Флаг Казахстана
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние инициативы отечественных чиновников вкупе с заявлениями правительства заставляют прийти к печальному выводу – в Казахстане «китаизацией» обеспокоены все, кроме наших властей. С этим согласен наш собеседник – руководитель Международного института человека Жанузак Аким.

Последние инициативы отечественных чиновников вкупе с заявлениями правительства заставляют прийти к печальному выводу – в Казахстане «китаизацией» обеспокоены все, кроме наших властей. С этим согласен наш собеседник – руководитель Международного института человека Жанузак Аким.

Позиция ученого в китайском вопросе - довольно-таки жесткая. Он критикует власти за невнятную внешнеполитическую политику. Мы попросили его оценить вместе с нами, насколько обоснована в стране вспышка китаефобии.

«Нашли доброго дядьку!»

- Жанузак Мендешулы, Вы не раз уже высказывались в прессе по китайскому вопросу и, как мы видим, тему отслеживаете. У Вас не сложилось впечатления, что в нашей стране «китайской угрозой» обеспокоены все, кроме властей? И если да, то в чем причина такой беспечности?
- Впечатление такое есть, а причина может быть только одна - у нас в правительстве, а может, и на самом верху, есть очень сильное китайское лобби. Вот это лобби периодически и забрасывает такие пробные шары, как, например, идею с отменой виз для китайских туристов. Но такими мерами нельзя шутить, надо окончательно и бесповоротно определиться с политикой в отношении Китая, пока не поздно. Китай нам не сват, не брат, и заигрывать с ним не стоит.

- Думаете, может наступить момент, когда будет уже поздно?
- В вопросе, когда дело касается государственной безопасности и территориальной целостности, мы должны быть очень осторожными. Задумайтесь, доля китайских компаний в нефтегазовом секторе Казахстана уже более 40%, и на этом они не остановятся. Мне известно, что китайские компании, работающие у нас, поставили перед собой конкретные задачи - выкупать по 300 АЗС в год. На уровне Совета безопасности этот вопрос нужно поднять, все должны подключиться, активность проявлять должно все общество.

- Да может ли у нас общественность влиять на политические решения?
- Все должно решаться вместе с народом, и для этого нужна гражданская активность, нельзя сидеть сложа руки. Смогли же как-то повлиять в 2009 году, когда говорили о передаче земли китайцам? С тех пор такой вопрос не поднимался. Если сейчас среди чиновников больше тех, кто любит деньги, чем родину, это не значит, что все такие в Казахстане.

На официальных встречах заявляем, что мы стратегические и равноправные партнеры, а на деле-то не так получается. Нашли доброго дядьку Китай и рады - кредиты по 10—20 миллиардов берем. А когда возвращать будет нечем, землей и другими ресурсами придется расплачиваться, а это уже потеря суверенитета.

Наши власти умеют только продавать ресурсы, хотя это же не их личная собственность, это собственность государства, страны, народа, который веками за эту землю боролся. Это не собственность нынешней власти, это надо понимать, если мы хотим сохранить нашу государственность. И мы все должны участвовать в этом. Если народ молчит, все так и будет продолжаться.

- Народ уже думает, что пора учить китайский...
- По этому поводу я приведу один пример. Посмотрите на Китай и Индию. У них много общего. Две страны с самым большим в мире населением. И ощутите разницу: 97% населения Индии говорит на английском языке, менее 5% - в Китае. Вроде бы знание английского языка должно давать неоспоримое преимущество Индии. Но происходит в точности до наоборот: Поднебесная быстро развивается, а Индия - нет. Сейчас ВВП Индии в два раза меньше, чем ВВП Китая.

- Почему так?
- Дело в эффективном использовании человеческого капитала. Есть различие в менталитете и языке. Эффективная языковая политика будет способствовать длительному и устойчивому эффекту от проводимых в стране реформ.

Возьмите Россию и реформы Петра I. Он »прорубил окно в Европу», отвоевав земли и построив морской порт на Балтике. Но они дали лишь краткосрочный эффект, а все потому, что человеческий капитал в тогдашней России не был готов воспринимать новые идеи.

Вот у нас говорят про трехъязычие. Вообще, когда указом решают, сколько языков надо знать человеку, это обычно не работает. Это не поддается никаким законам педагогики, я сам педагог, знаю.

Кто хозяин экономики - тот хозяин страны

- Как Вы думаете, есть ли у Китая задача решать проблему перенаселенности за счет Казахстана?
- Вот, смотрите, Китай контролирует до 80% экономики Монголии, осваивает тихоокеанский регион, африканские страны, ведь там очень дешевая рабочая сила. Запад уже прозевал Африку, Китай его опередил. В этом глобальном плане Казахстан для Китая - одна из маленьких периферий, и в Пекине этого не скрывают. Все идет к тому, что КНР будет иметь долю в нефтяном секторе больше других иностранных компаний, а кто хозяин экономики - тот хозяин страны. Но наших чиновников это почему-то не тревожит.

Западные страны приняли же в отношении Китая законы, не позволяющие иметь долю в экономике более какого-то предела, а нам вообще нужно быть в 100 раз бдительнее. Знаете из истории, как Китай завоевал Восточный Туркестан? Сначала отправляли садовников, рабочих простых, год-другой они работали, становились местными. И в определенное время всех их подняли - и переворот, все!

А 17 миллионов казахстанцев - это одна сотая часть для Китая, они в год могут в другие страны отправлять по 50 миллионов человек. Даже в США прозевали: там в одном штате у них китаец губернатором стал, потому что там больше 50% китайцев живет, и они, понятно, будут голосовать за своего. Такой же идет процесс в Казахстане сейчас, и если мы не будем сопротивляться, нас тоже постигнет участь Восточного Туркестана.

- Говорят, нам нужен институт Китая, чтобы лучше понимать нашего соседа...
- С этим не спорю. Есть такой институт - КИСИ (Казахстанский институт стратегических исследований при президенте РК - прим. авт.), но, похоже, там больше работают на Китай, нежели в пользу Казахстана. А в Китае около 30 институтов занимается Казахстаном, по разным отраслям: нефтяной, политической, сельскохозяйственной и так далее. Все досконально анализируют.

Во многих наших вузах можно внедрить кафедры китаеведения, изучать нужно не только историю, но и современные вещи. Конечно, нужен институт стратегического исследования, он может быть по Юго-Восточной Азии в целом либо отдельный по Китаю.

Нужно привлекать кадры. В Китае есть специалисты, которые знают маньчжурский язык, нужно привлекать казахов со всего мира. Но есть и более актуальные вопросы.

- Какие, например?
- Несмотря на многочисленные сигналы, у нас как на самом верху, так и на местах соответствующие органы предпочитают бороться с кем угодно - с митингующими пенсионерами, оппозиционерами и так далее, но не с иностранными рабочими, которые зачастую пребывают у нас нелегально.

Что касается, в частности, китайцев, то есть много случаев неуважительного, высокомерного отношения к местным. Была же информация, что в Актобе местных девушек использовали как проституток... Нужно заставить уважать иностранцев наши традиции и наши законы, требовать от них соблюдать их, а за малейшее нарушение депортировать.

Идет китаизация не только Казахстана, но и всего мира, нужно этим заниматься. Китайцы воспринимают Казахстан как одну их своих провинций, как СУАР, и мы это позволяем. Нужно ужесточить законы по контрактам с иностранными компаниями, вот в России приняли, а мы не смогли, духа не хватило нашему парламенту и правительству.

- То есть Вы считаете, что Казахстану пора менять политику в отношении Китая?
- Наши руководители часто ездят в Китай. За 23 года независимости в соседний Узбекистан три раза всего был визит, а в Китай два раза в год. Это говорит о многом.

Политика Казахстана должна стать более агрессивной в плане защиты интересов государства. Властям лишь бы выгодно продать активы и ресурсы, нет стратегической целенаправленной политики, все решается зачастую по ситуации.

Вот проблема трансграничных рек. Сейчас наш институт готовит предложения, и там есть раздел по трансграничным рекам. Нужна надгосударственная комиссия среди стран Центральной Азии, Китая и России, которая не будет никак зависеть от политики той или иной страны.

Должны быть равноправные отношения во всем. Но Китай не перестает рассматривать Казахстан как сырьевой придаток. Для достижения своих целей у них нет повода для агрессии, все и так все легко дается. Тем более в наших условиях, когда государственные интересы продаются, это несложно.

Есть повод для беспокойства

- А как Вы можете оценить инициативу правительства по отмене виз между Китаем и Казахстаном?
- В отношениях с Китаем это не первое подобное заявление. В 2009 году было про миллион гектаров в аренду китайцам, несколько месяцев назад про передачу Кашагана китайской компании... На мой взгляд, такие заявления делаются для того, чтобы прощупать почву.

- Но почему именно сейчас делается такое заявление?
- Видимо, ЭКСПО голову вскружило многим там, наверху, решили устроить туристический бум. Но этого не будет. Если мы хотим привлечь туристов, то это должно быть на эволюционно-культурном уровне, условия надо создавать для этого, а не так - взмах палочки, и вот вам 5 миллионов китайских туристов за четыре месяца. Это никакой пользы не даст, и даже наоборот. Поэтому я поддерживаю обеспокоенность некоторых представителей общественности.

Вот президент говорит, в своем последнем послании: «Наше государство уже встало на ноги и мы самодостаточные». Если это так на самом деле, то давайте на деле это показывать. Если мы по-настоящему суверенное государство, то мы должны управлять сами своей экономикой, определять самостоятельно политику, нам никто не должен ничего навязывать со стороны. Но этого не происходит, и тревоги отдельных граждан вполне обоснованы.