В Следственном комитете заявляют, что раскрыли преступную схему обогащения менеджмента ЗАО «Белорусская калийная компания» во главе с Владиславом Баумгертнером, арестованным в Минске.
– Теперь что касается главного узлового момента – скандального отказа «Уралкалия» сотрудничать с БКК. Разрыв «Уралкалия» с Белорусской калийной компанией был задуман давно – не менее чем за год до издания указа N566, на который любят ссылаться россияне, – заявил БЕЛТА пресс-секретарь Следственного комитета Павел Траулько.
Также он озвучил, что есть данные о враждебных планах менеджмента «Уралкалия» в отношении израильских, немецких и канадских производителей калия.
– Причем предварительная оценка данных материалов показывает, что речь идет не о нормальной конкурентной борьбе, ведущейся в рамках закона, а о противоправных планах, от которых за версту тянет масштабным аферизмом и международным рейдерством, – отметил Траулько. – Приведу лишь один факт – сценарий того, что произошло сейчас, был разработан фигурантами дела еще в 2011 году. Уже тогда результатом своих действий они прогнозировали обвал мирового калийного рынка и готовили условия для получения максимальной выгоды для себя. В целом же хочу сказать – есть все основания утверждать, что в ближайшее время в распоряжении следствия появятся новые факты противоправной деятельности обвиняемых. На предмет причастности к противоправной деятельности дается правовая оценка действиям и иных лиц, в том числе одного из акционеров «Уралкалия» Сулеймана Керимова.
– Сегодня даже неспециалисту очевидно – действия «Уралкалия» явились землетрясением для мирового калийного рынка. Следственный комитет, естественно, заботит, прежде всего, преступления против наших субъектов хозяйствования и действия, причинившие ущерб белорусскому народу, – продолжил представитель СК. – Именно по этим конкретным фактам возбуждены и расследуются соответствующие уголовные дела. Однако в ходе расследования в распоряжение белорусских правоохранительных органов попало много других фактов о, мягко говоря, сомнительных действиях обвиняемых топ-менеджеров, не только против белорусов, но и против российских банков, китайских финансовых структур и многих других иностранных партнеров.
Экономический обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок в экспресс-комментарии «Салідарнасці» высказалась об аресте Владислава Баумгертнера и разводе «Уралкалия» и Белорусской калийной компании.
— Развал БКК больно ударил по интересам Белоруссии. «Беларуськалий» – один из наших главных валютных источников. Это серьезный вызов для предприятия и для страны. Тем не менее, информация об аресте гендиректора «Уралкалия» вызвала шок, — отметила Татьяна Маненок. — Сложно сказать, является ли эта персона причиной всех бед и этого развала в частности. Для этого нужно иметь серьезные доказательства. У меня, как и у любого гражданина, вызывают вопросы методы ареста. Баумгертнер едет на переговоры, а после этого предпринимаются такие действия. Я не юрист. Мне сложно сказать, соответствует ли это правовым стандартам.
С другой стороны, я вижу причину конфликта, который нарастает как снежный ком – и в самой процедуре создания БКК. В разных альянсах возникают конфликты между акционерами. Это неизбежно. Существует юридическая процедура разрыва отношений, если есть противоречия внутри компании.
Вспоминается разрыв отношений с Международной калийной компанией. Это было достаточно цивилизованно. В течение полугода специалисты МКК приезжали, передавали документы, учили белорусских менеджеров, как работать на рынке, чтобы не допустить обвала цен, потрясений среди игроков этого рынка.
Здесь абсолютно нецивилизованный развод. По имеющейся информации, менеджеры «Уралкалия» ушли и увели с собой нужную информацию. Думаю, есть основания для юридических претензий к бывшему партнеру. Это сложный конфликт. Однако методы его прояснения вызывают вопросы.
— Как вы считаете, был ли отказ «Уралкалия» сотрудничать с БКК заранее спланированной акцией?
— Разрыв отношений происходит не сразу. Неизвестно, сколько готовились к этому разводу. Нужны очень веские доказательства, что «Уралкалий» к этому долго готовился. Революция на рынке связана даже не с выходом «Уралкалия» из БКК, а с новой стратегией продаж, которая повлечет непростые последствия для калийного рынка. Сейчас и покупатели, и продавцы фактически дезориентированы. Никто не продает и не покупает на фоне такой ситуации. Пока «Уралкалий» не продемонстрировал, что готов пойти на снижение цены. От этой неопределенности пострадали и покупатели, и потребители. Рынок испытывает шок.
Собеседница считает, что на калийном рынке появятся новые игроки: «Многие мировые компании заявили о скором вводе новых мощностей. Цель «Уралкалия» была опередить этих игроков, отодвинуть их планы по выходу на рынок».
— Потрясения для «Беларуськалия» еще впереди, — прогнозирует Татьяна Маненок. — С другой стороны, это серьезный вызов, который обязан заставить белорусскую сторону работать более конкурентно, гибко и профессионально: создавать свою трейдинговую сеть, снижать издержки, диверсифицировать производство и подумать о том, чтобы продажи на внутреннем рынке были более эффективны.
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико в экспресс-комментарии «Салідарнасці» объяснил, что, по его мнению, стоит за арестом председателя наблюдательного совета ЗАО «Белорусская калийная компания», гендиректором «Уралкалия» Владиславом Баумгертнером и уголовными делами в отношении должностных лиц БКК.
— «Уралкалий» — компания, составленная из представителей различных лоббистских групп, начиная с Сулеймана Керимова и включая московских менеджеров, которые были лоббистами или, по крайней мере, работали на Лужкова, — отметил собеседник.
Уголовное преследование за злоупотребление властью и служебными полномочиями должностных лиц Белорусской калийной компании, по мнению Заико, отвечает стереотипу, которые есть в головах белорусского руководства: «всякие крупные состояния нажиты нечестным путем».
— Несколько лет назад Лукашенко лично отдавал распоряжение проверить, с кем работает Белорусская калийная компания, с кем работает Солигорск, — напоминает собеседник. — КГБ выяснял: находил в Москве один стол, два стула и секретаршу. Ничего солидного не было — обычные подкрышечные фирмы. Плюс они крутили ценами и поставками, включая потоки товара из Белоруссии.
Поэтому задержание до выяснения обстоятельств для дачи показаний — это мера, которую в рамках Союзного государства в Белоруссии может получить любой олигарх. Это хороший сигнал российским мультимиллионерам, которые умеют откупаться в России. В Белоруссии они не откупятся.
Сегодняшний арест вполне в белорусских традициях наведения порядка и плановых посадок, считает аналитик.
— Ничего тут особенного нет. Сфера достаточно криминальная, деньги большие. Несколько недель назад Лукашенко упоминал, что заниматься калийщиками — прерогатива КГБ. Напоминал он и о том, что выявили крупные хищения. Ну, теперь осталось задерживать и ловить. Не только же оппозицией заниматься! — подытожил Заико.