- Что даст Армении присоединение к глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли Евросоюза? Вообще, что означает глубокая и всеобъемлющая свободная торговля, почему глубокая и почему всеобъемлющая? Никто не дает на этот вопрос членораздельный ответ...
- Говорят, что в случае присоединения к зоне свободной торговли наша экономика получит дополнительно 146 млн. евро, но никто не объясняет, когда и за счет чего это произойдет. Это что за производимые в Армении конкурентоспособные товары, благодаря экспорту которых мы получим упомянутую сумму?
Говорится о текстильной промышленности, которая сегодня находится, можно сказать, на нулевом уровне. То есть, ожидаемые экономические дивиденды при «глубокой и всеобъемлющей» интеграции в европейское экономическое пространство, мягко говоря, весьма сомнительны.
Если даже мы представим, что эти прогнозы оправданы и отечественное производство «прорвет» турецко-азербайджанскую блокаду, откроется дорога на европейские рынки, то 146 млн. евро – это ничтожная сумма, по сравнению с денежными трансфертами, которые граждане Армении получают от своих родственников из России. Наша экономика тысячью нитей связана с экономикой России.
Такое же положение с энергетикой, начиная с Армянской атомной электростанции и распределительных сетей и кончая сферой газоснабжения. Даже после последнего подорожания, российский газ экспортируется в Армению по цене, которая намного ниже тарифов, действующих на мировых рынках. Уже не говорю о транспортных расходах.
Россия находится, как говорится, «у нас под носом». При восстановлении функционирования Абхазской железной дороги (перспективы уже видимы) до России всего 200 км, а для того, чтобы выйти через Турцию в Европу, нужно проехать 1000 км.
При этом необходимо отметь, что Анкара и не думает открывать границы с Арменией.
То есть, экономическая целесообразность присоединения нашей страны к зоне свободной торговли ЕС никак не обоснована. Между тем, как в случае с Евразийским союзом, это очевидно для любого, кто руководствуется интересами своей страны и ее народа, чья цель – не обслуживание интересов чужого, а обеспеченная Армения.
- Вопрос парафирования Арменией соглашения об Ассоциации с ЕС и присоединения к зоне свободной торговли принципиально решен. Видите ли вы какую-то возможность для отказа от этого пути, который декларирован как один из внешнеполитических приоритетов нашей страны?
- Я не сказал бы, что все предопределено. Вопрос парафирования этих соглашений окончательно не решен. Тем более что никто не знаком с их текстами. Более того, они хранятся в тайне. Если властям нечего утаивать, почему они их не публикуют?..
Выйдите на улицу и спросите, кто-нибудь согласен слепо войти в этот процесс. И это в том случае, когда та же Европа имеет многочисленные проблемы – и экономические, и демографические, и те, которые касаются кризиса самобытности.
Одно для меня ясно: будущее Армении – Евразийский союз. Одним из основных гарантов нашей безопасности является система безопасности ОДКБ и наличие российской военной базы в Армении. На наших границах стоят российские пограничники. А Европейский Союз не имеет ни реальных рычагов, ни желания гарантировать нашу безопасность. И если он заинтересован в региональной стабильности, то настолько, насколько возобновление военных действий в зоне Карабахского конфликта ставит под угрозу проходящие по территории Азербайджана энергетические и транспортные коммуникации.
Стоит России уйти из Армении, чтобы, с одной стороны, турки, а с другой – азербайджанцы, напали на нас, пытаясь довести до конца свою давнюю мечту – уничтожить, окончательно вырвать с корнями армянский элемент.
(Публикуется с небольшими сокращениями).