«Настоящий хозяин, мужик», – уважительно отзывались о нем жители. При Викторе Ишаеве в «дальневосточном ишанате» строились дороги и мосты, возводились церкви и спортивные арены, а недовольные активисты и журналисты замолкали или попадали под суд. Особенно те, которые рассказывали о якобы офшорных богатствах дальневосточного «папы» и его возможных связях с криминальными кругами региона.
Правил Ишаев долго: с 1991 по 2009 год был губернатором Хабаровского края, с 2009-го – полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе, а с 2012 года – еще и главой нового Министерства по развитию Дальнего Востока. Место губернатора Хабаровского края в 2009 году занял президентский назначенец Вячеслав Шпорт, в минус которому приверженцы Ишаева сразу засчитали мягкие манеры с налетом демократии – он и советы политологов организовывает, и форумы «сведущих людей» проводит, и с НКО встречается, гранты им выдает. В общем, слабак.
Тяжко пришлось руководителям дальневосточных регионов – из офиса министра-полпреда по улице Шеронова в Хабаровске или из богатого зала заседаний на берегу Амура то и дело раздавались гневные речи о том, как они задерживают строительство, не повышают зарплаты, в общем, не заботятся о нуждах работяг. Некоторые даже называли Ишаева «дальневосточным Лукашенко». Но пока он поднимал свой рейтинг среди жителей, недовольство региональных элит нарастало.
А тут еще и наводнение. Пока губернаторы и мэры в режиме ЧС и предвыборном угаре сутками не слезали с дамб и не вылезали из пунктов временного размещения пострадавших, Ишаев искал виновных: компании–застройщики прибрежных территорий (по некоторым сведениям, тесно связанные с ним самим), «Транснефть», якобы разрушившая нефтепроводами гидротехнические сооружения, руководители регионов, уже давно знавшие о предстоящем паводке и не предпринявшие, по мнению полпреда-министра, ничего. Казалось, наводнение сыграет только на руку могущественному «папе» – он ведь предупреждал, он ведь говорил… Но удача отвернулась: прибывший на затопленный Дальний Восток «главный», возможно, сделал свои выводы и снял Ишаева со всех постов, поставив на одно его место своего помощника, знатока восточных единоборств Юрия Трутнева. А на второе место - руководить «Минвостокразвития» - назначен Александр Галушка. Не из местных.
Для дальневосточников это стало концом целой эпохи, причем для большинства, похоже, – не радостным событием. «С ним несправедливо поступили», «никто не знает Дальний Восток лучше, чем он» – об этом говорят сейчас в затопленных Хабаровске и Комсомольске. Некоторые боятся, что теперь понаедут варяги, не знающие дальневосточной специфики. Другие беспокоятся о том, что восток России окончательно превратят в сырьевую базу и источник быстрых доходов для предприимчивых руководителей. Чем он, впрочем, уже давно является, так что особых изменений ожидать не стоит. Возможно, разрушительное наводнение все-таки сослужило региону одну добрую службу – смыло с него налет популистской власти.