Когда Клэр Форан (Clare Foran) писала для одного из американских журналов, она с удивлением отметила преобразования в инфраструктуре Вены, которые позволили женщинам лучше вписаться в жизнь города. В 1999 году градостроители повели опрос среди жителей города, чтобы выяснить, как те пользуются общественным транспортом. Результаты показали, что то, как люди проводят свое время, а, следовательно, и как они используют городскую инфраструктуру, в значительной степени зависит от пола.
Большинство мужчин признаются, что пользуются автомобилем или городским транспортом два раза в день – утром, когда едут на работу, и вечером, когда возвращаются с работы домой. Что же касается женщин, они гораздо чаще ходят по тротуарам, пользуются многочисленными автобусными маршрутами, линиями метро, ездят на трамваях, и на то у них есть масса различных причин.
Одна из главных причин – это то, что женщины по-прежнему вынуждены заниматься множеством дел по хозяйству – покупать продукты, водить детей в различные места, выполнять повседневные домашние дела. Женщины это тягловая сила. Такое определение звучит не очень-то приятно, именно поэтому градостроители придумали идеальное решение: они приступили к нелегкой работе по перепланировке инфраструктуры, чтобы не просто решить проблему поездок на работу и обратно, но и облегчить передвижение внутри района и даже квартала. А для этого потребовалось расширить тротуары, увеличить количество пандусов для пешеходов с тележками и детскими колясками, сократить расстояние до школ и аптек, увеличить количество внутренних двориков, чтобы дети могли там находиться, пока мамы бегают по делам.
Эти изменения создают удобства и для всех остальных, и это подтвердит каждый, кому доводилось встретить на узком тротуаре женщину с огромной коляской для близнецов. И если когда-нибудь мужчины возьмут на себя часть домашних обязанностей, то они с благодарностью отметят, что город Вена спланирован таким образом, что выполнять эти обязанности теперь легче.
И что особенно поразительно, градостроители и планировщики Вены заметили, что гендерное неравенство буквально заложено в каждом элементе городской инфраструктуры. В последнее время много говорят о том, как плохо продуманы наша система образования и условия труда, из-за чего женщинам сложно работать во «вторую смену», выполняя домашнюю работу, и при этом конкурировать с мужчинами, и о том, что за все это неравенство приходится платить. Но как показывают умные решения, принятые в Вене, даже такие, казалось бы, мелочи, как ширина тротуара или расположение аптеки, могут стать проблемой, которая отнимает у женщин время, создает в их жизни препятствия и продлевает часы той работы, за которую им не платят. Градостроители Вены показали, что эти проблемы можно решать путем продуманного подхода к планировке города.
Градостроители провели еще одно исследование, чтобы выяснить, каким образом мужчины и женщины используют парковые зоны. Результаты показали, что, изменив городскую инфраструктуру, можно предотвратить многие явные факты дискриминации в отношении слабой половины человечества, во всяком случае, в отношении маленьких девочек.
Исследование, которое проводилось в период с 1996 по 1997 годы, показало, что начиная с девятилетнего возраста, количество девочек, посещающих городские парки, резко снижается, а количество мальчиков остается постоянным. Ученые выяснили, что девочки менее настойчивы, чем мальчики, и не так уверены в себе. Если девочкам и мальчикам приходится отвоевывать для себя пространство для игр в парке, то чаще всего побеждают мальчики.
Градостроители нашли решение и перепланировали два парка, создав более уединенные пространства вместо обычных открытых площадок. Теперь те девочки, которых мальчики вытесняют из игровой зоны или обижают, могут пойти в другое место. Этот вариант оказался удачным, и количество девочек, посещающих парк, сразу же увеличилось.
А теперь можно было бы придумать и что-нибудь еще – переделать тротуары и перепланировать улицы таким образом, чтобы снизить уровень уличной преступности. Вена, мы ждем, мы на тебя надеемся.